Леонид Огороднов 15 июн 2012, 14:08
Впечатления о юбилейной конференции.
Поскольку дома у меня идет ремонт, вялотекущий и неизбывный, побыть на конференции целый день у меня получилось только на четвертый день, в остальные дни я приезжал ко второй ленте. С ремонтом связано и одно из самых ярких впечатлений – перформанс ПБ-театра «Новый Jazz», но расскажу о впечатлениях в хронологическом порядке.
День первый – я сам, агиодрама по патерику «Луг духовный». Народу мало, и все же виден срез тех, кого интересует работа с житиями православных святых: женщин и мужчин почти поровну (мужчин даже больше), возраст – не менее 35. Так оно, приблизительно, и в жизни обстоит. После разогрева, где я предложил построить два монастыря (мужской и женский) в протагонисты выдвинулась вся группа, 10 участников, – сильный, видимо, был разогрев, или изначально люди пришли работать. Успели сделать две виньетки, темы – «Смирение» и «Соблазн». Живо. Православные рамки в демо - режиме задать гораздо сложнее, чем в реально работающей группе, но участники не выбивались, хотя некоторые на меня злились. Впрочем, «при съемках мультфильма ни один кролик не пострадал». Почему-то очень волновался перед началом, что для меня не свойственно. Спасибо Лене Лопухиной, двумя словами снявшей львиную долю тревоги перед началом.
Второй день был открыт группой Гриншпуна, Зарецкого и Семенова, которая, насколько я понял, была продолжением круглого стола, на котором я не присутствовал. Историко- методологическая мастерская, как я и ожидал. Родился лозунг: «Назад к Морено!» Действительно, мореновская триада «социометрия – групповая психотерапия – психодрама» сейчас разрушена преобладанием психодрамы. Группа и измерение процессов, в ней проходящих, играют вспомогательную роль. И это жаль. Когда был задан вопрос, чего не хватает в скульптуре «социометрия – групповая психотерапия – психодрама», ответом было «протагониста». Оно верно, конечно, что надо ввести потребителя, но это ГРУППА, а не протагонист. Если это протагонист, можно обойтись монодрамой, но тогда не упоминайте Морено.
Вечером был на плейбеке и получил ресурс для восприятия ремонта в моей квартире. Такая милая квартира получилась, высокая и светлая. Огромное спасибо всем актерам «Нового Jazz’а», особое спасибо Маше Телятниковой, которая, как проводник, ввела роль «квартиры». Летаю через всю Москву воодушевленный, и ремонт делается прямо сейчас.
В третий день был у Кати Михайловой на «умирающих праздниках». Это была для меня личная работа с Пасхой, празднование которой омрачается чувством вины за несоблюдение поста. Никогда не был у Кати протагонистом, но думаю, что это комфортно – так по-матерински бережно она ко мне отнеслась.
А вот социодрама «В королевстве психодрамы…», которую вели мэтры, оставила чувство раздражения. Я по глупости не озвучил его причин там, озвучу здесь.
Психодраматических институтов в России не 4, а 5. Помимо всем известных четырех московских институтов, существует Институт тренинга и психодрамы в Ростове-на-Дону, также, как и московские институты, являющийся членом-соучредителем FEPTO. В Ростове-на-Дону на два года дольше, чем в Москве, проходит психодраматический формум – Морено-Фестиваль, где, в отличие от московской Конференции, присутствуют иностранцы, в частности, Грета Лейтц (обещает быть и в этом году, в сентябре). Первая обучающая группа в Ростове-на-Дону прошла в те же годы, что и в Москве, и группы под эгидой FEPTO продолжаются, в настоящее время состоялось 4 или 5 выпусков. Среди выпускников есть фантастически сильные психодраматисты, о которых, сидя в Москве, мы ничего не узнаем. Упомянутая на социодраме книга Греты Лейтц (первое издание о психодраме в России) была издана потому, что она случайно упала на голову Владимиру Ромеку (организатору Морено-Фестиваля) в библиотеке в Германии. Об этом можно почитать в «Истории психодрамы в России», а я об этом знаю и из личных рассказов Ромека.
Одним словом, мне больно от того, что психодраматический «пятый элемент» в России игнорируется остальными четырьмя. Он есть, даже если о нем молчать. Я в равной степени люблю московскую Конференцию и Морено-Фестиваль, оба они сыграли большую роль в моем профессиональном становлении, и я с нетерпением жду вхождения ростовского института в Федерацию. Еще жду, когда москвичи ринутся на Морено-Фестиваль в Ростов, а ростовчане будут регулярно ездить в Москву на ПД конференцию.
Завершающий день был днем религиозной психодрамы, в основном связанным с Витей Семеновым. С утра была его (совместно с прот. Андреем) мастерская, посвященная библиодраме о царе Давиде. Самым ярким впечатлением была даже не моя роль (я играл Иоава), а сцена раскаяния Давида. Сама по себе история была мне известна, знал я и покаянный 50-й псалом, он входит в утреннее молитвенное правило. Но вот псалом в контексте истории меня просто потряс. Спасибо Наталье за потрясающее дублирование Давида.
На вторую ленту я назначил себе посетить мастерскую Натальи Свиридовой о методологии ролевых конфликтов, но она отменилась. Ринулся было к Игорю Любитову, но здоровье не позволило, резко поднялось давление после послеобеденного кофе. Тогда я сел в тренерской, и убедился, что все к лучшему: там был Витя Семенов, и нашу беседу я воспринимаю как индивидуальный мастер-класс по библио- и агиодраме. С Виктором мы знакомы очень давно, я считаю его одним из моих учителей, но никогда так душевно мы не общались.
Обобщать опыт участия пока не возьмусь – мало времени прошло. Познакомился с новыми для меня людьми, и по-новому узнал давно знакомых – это, наверное, самое важное.
Последний раз редактировалось
Леонид Огороднов 15 июн 2012, 17:30, всего редактировалось 1 раз.