...не отображающее зеркало, а увеличительное стекло...
Что же такое перфоманс и почему возникают противоречия в правомерности отношения плейбека к перфомансу?
Плейбек – это практика заявленная как неформат, там нет строжайших рамок полотна и выбор палитры не ограничен, тем самым плейбек является почти что единственной свободной территорией в психотерапевтическом мире. Не намекая на то, что герой данной статьи является терапией, скажу что терапевтический эффект он имеет. Многие люди не готовы к терапии в ее общепринятом формате, но готовы к терапевтическому эффекту. Таким образом плейбек становиться более «народным». Формы плейбека красочны, а их количество неограничено, таким образом плейбек направлен больше на эстетическую реакцию зрителя, так же как и перфоманс.
Перфоманс – это одна из форм современного искусства, а именно акционизма. Перфоманс – это короткое представление перед публикой.
Долой концептуальные рамки и рамочки
Суть перфоманса в свободе от концептуальных рамок. Можно сказать, что и плейбек не подразумевает под собой породить позицию потребителя эстетических ценностей. Перфоманс предоставляет зрителю возможность выйти из состояния пассивного наблюдателя и примерить на себя роль, порождающую собственный смысл. В плейбеке актерам задает тему зритель, но ведь актеры не стремяться сыграть ее настолько подлинно, насколько ее донес зритель. Каждая роль получается спонтанной. И каждый зритель воспринимает увиденное через собственную призму, порождает и творит для себя смысл.
Кто здесь главный?
В перфомансе выступающие предоставляют материал, а зрители воспринимают. Перфомансист - зритель
В плейбеке зритель рассказывает – актеры играют – зрители воспринимают
Рассказчик-актеры-зрители
Таким образом зритель в любом случае является конечным звеном, именно на зрителя направлен акцент.
Сценарные рамки
Что касается перфоманса – то он планируется зараннее и протекает по заданной программе.
В плейбеке есть так же зараннее заготовленные сценарии, некие формы, с помощью которых актеры воплощают рассказанные истории. Но в границах этих форм предполагается абсолютная спонтанность, подобно нанизыванию на ниточки бусинок разных размеров и разных цветов.
Априорное наличие смысла
Перфоманс освобождает исполнителя от необходимости воплощать какой-либо смысл, главная задача в действии. Тут вопрос спорный, дело в том, что в плейбеке мы стараемся прислушаться к себе, понять что мы хотим сделать сейчас и выражаем свою роль через действие, но основной объект – зритель. И все же задачей действий будет являться смысловое содержание, в то время как в перфомансе это является слабой сюжетообразующей ролью. Я не стану крокодилом, если история про обезьяну...
Свобода от виртуальности
В перфомансе мы работаем только с настоящими предметами и стул не сможет играть роль человека и никогда не станет говорящим. Ну а в плейбеке каждая тряпочка, каждый платочек может играть символичную роль чувства, а сами актеры могут стать любыми персонажами и рамок в выборе здесь нет.
Профессионализм и прочие завихрени
В перфомансе в отличии от других видов искусства профессионализм не играет никакой роли, не обременяя себя необходимостью специально играть роли, используя театральные техники и приемы.
Ну а плейбек предполагает наличие актерских способностей, которые можно развивать с помощью специальных упражнений.
Надеваем роли...
В перфомансе мы не играем роли, к тому же перфоманс должен быть простым в исполнении, чтобы зритель смог идентифицировать себя с перфомансистом.
В плейбеке мы играем, но действуем через роли, прочувствовав и примерив через собственную призму.
Подводя итог можно сослаться на то, что и перфоманс и плейбек относятся к акционизму и к искусству, но то, как относится плейбек к категории перфоманса вопрос требующий внимания. Возможно это есть своеобразный его вид, если правомерно категоризировать понятие перфоманс...