в пятницу (16 апреля 2010 г.) я отправляюсь на очередную конференцию FEPTO. http://www.feptobelgrade2010.com/ (Кстати, удивительно, что лишь некоторые молодые психологи и философы воспользовались грантами для участия в последующей конференции Psychodrama between Therapy and Art. Неужели никто не хотел поучиться у мэтров мировой психодрамы, да еще и бесплатно?) Впрочем, я не об этом.
Долгое время пытаясь согласовать стандарты обучения руководителей психодрамы (психодрама-терапевтов), FEPTO пришло к заметным результатам. Следующим этапом, видимо, станет вопрос о том, а КТО должен учить?
Будучи, среди прочего, еще и чиновником сферы образования на юге России, а также руководителем организации - члена FEPTO, я этим также интересуюсь.
Ведь в рамках высшего образования (государственного либо негосударственного) учить психодраме могут (т.е. вправе заниматься образовательной деятельностью по специальности Психология) самые разные люди.
Письмо, которое я получил из FEPTO, вызвало во мне самые разные мысли и сомнения.
Хотелось бы узнать отношение тех, кто учится или учит психодраме к следующим вопросам, желательно, до пятницы, 16 апреля. Впрочем, вопрос серьезный, и, думаю, заслуживает долгого обсуждения.
Я, со своей стороны, обязуюсь написать здесь, что по этому поводу думают другие члены FEPTO (а их приедет уже более 100).
Вопросы:
- Кто может обучать ведению психодрамы?
- Каковы минимальные предпосылки для того, чтобы заявлять: Я могу учить психодраме?
- Какими компетенциями (навыками) обязательно должен обладать тренер в области психодрамы?
- Чем должны подтверждаться эти навыки (компетенции)?
- Кто и как должен оценивать эти навыки (компетенции)?
- Как должен выглядеть и быть организован экзамен тренера тренеров? (Нужен ли он?)
- Как должны выглядеть санкции за неправомочное тренерство?
Я сейчас немного поэкспериментирую и составлю портрет минимальных требований. Хотелось бы также узнать Ваше мнение об этом анти-портрете.
Обучать ведению психодрамы может кто угодно - то есть все те, у кого к тому есть призвание или желание. Главным навыком тренера тренеров является умение собрать группу обучаемых и готовых платить деньги. Наличия навыков и компетенций подтверждается телеграммами восторженных учеников или отзывами на сайте тренера. Навыки тренера оценивают его довольные результатом ученики. Косвенным показателем квалификации тренера является способность обученных им самим обучать ведению психодрамы других. Экзамен не нужен, поскольку непонятно, кто его должен принимать и неизвестны критерии. О санкциях даже говорить смешно если преподаванием занимается лицо, имеющее государственный диплом с присвоением квалификации "Психолог. Преподаватель" в рамках контракта с государственным или аккредитованным государством ВУЗа. В лучшем случае можно публично трижды произнести "Тьфу на него!".
С нетерпением жду мнений коллег,
Владимир Ромек, к.пс.н., доцент, Dr. Phil.
директор Института тренинга и психодрамы, Ростов-на-Дону
FEPTO Accrediting Organization