Журин Ю. Размышление о плейбэке

Театр зрительских историй

Сообщение Юрий Журин 30 мар 2010, 14:43

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПЛЕЙБЭКЕ
человека, практикующего плейбэк и психодраму

Давно хотел написать о том, чем для меня сейчас является плейбек театр, как я его на данный момент чувствую и понимаю. Что предшествовало этому желанию? В течение последних месяцев несколько раз общался со знакомыми и коллегами, которые видели плейбек или не видели его, но задавали вопросы, очень похожие между собой, суть которых сводилась к тому «что такое плейбек и зачем он нужен». Итак, поделюсь в формате «вопрос – ответ» своими размышлениями.

1. Что такое плейбек?
Плейбек – это театр. На официальном сайте плейбек центра Д.Фокса есть определение «Плейбек является оригинальной формой импровизационного театра, в котором зрители рассказывают истории из своей жизни и смотрят их здесь и теперь». Жанр основан в 1975 году в Нью-Йорке человеком по имени Джонатан Фокс, он не был и не является психологом или врачом или психотерапевтом, он долгое время был преподавателем английского языка и литературы (Джо Салас). Фокс считает, «существует некое недоразумение в отношении психодрамы и Плейбек-Театра. Вообще говоря, многие неправильно воспринимают Плейбек выходцем из психодрамы или ее ответвлением. Морено еще до развития психодрамы руководил театральной группой в Вене с названием Stegreiftehater (Театр Спонтанности). Я чувствую большую связь с этой традицией, чем с тем, во что это развилось позднее» Это цитата из статьи Фокса, которую можно почитать на сайте центра «Акватория». При этом в середине 70х Фокса поддержала Зерка Морено, и Джонатан несколько лет работал и обучался в Институте Морено в Биконе. То есть Фокс, имея опыт психодраматиста, все же считает Плейбек формой театра и корни этого жанра находит в «театре спонтанности».

2. Плейбек это психотерапия?
Изначально исторически, я считаю, что нет, но тут важно понимать, кто в конкретный момент делает плейбек. Если труппа состоит из психологов и терапевтов, то их плейбек будет, осознанно или нет, транслировать психотерапевтичность, а если это труппа людей, которые выросли из искусства, то они, скорей всего, будут из плейбека делать творчество. Для меня плейбек это творчество, которое на выходе может дать «терапевтический» результат, а может и не дать. И по своему механизму этот результат близок в первую очередь к нарративному подходу. Я убежден в том, что если человек понимает, что ему нужна психотерапия, то он точно может получить результат более коротким и эффективным путем, нежели прийти на плейбек. И тут для меня важно другое, а именно: нахождение длительное время в любой закрытой референтной группе само по себе лечебно, поэтому плейбек группа сама по себе для ее участников есть очень хороший инструмент для личных изменений. Также плейбек используется в мире часто как метод реабилитации, например, я видел в Польше плейбек группу, состоящую из психически больных людей, которые под присмотром врача играют перфомансы.

3. Что плейбек может дать тренеру/ведущему группы (психотерапевту)?
Если плейбек рассматривать не как направление, а только лишь как технику или принцип, то он может быть конкретным понятным локальным способом работы. Например, в рамках психодраматической сессии плейбек может быть техникой, методом, с помощь которого можно работать с клиентским запросом, связанным с насилием или агрессией, то есть темами или ситуациями, в которых протагонист не хочет принимать активного участия, а хочет срежиссировать и смотреть со стороны. Для меня, когда я в роли ведущего психодраматической группы, плейбек важен как принцип работы в ситуации, когда нужно сделать переход из одной нефункциональной роли протагониста в иную, новую роль, и вот в этот момент перехода плейбек как спонтанная игра является способом и формой поиска новой роли. Интерпретируя Морено, можно сказать, что между старым и новым «консервами» есть спонтанность. Может быть и иное использование плейбека, но, конечно, самое понятное и яркое его участие в психодраме, тренингах и групповой работе – это разогревы, разминки и усиление творчества в конкретной группе. Подобное фокусное использование плейбека в групповой работе мне кажется самым эффективным и понятным для клиентов и профессионалов, могу об этом уверенно судить исходя из опыта использования плейбека и психодрамы в работе с группой. Техника плейбека может расширить и разнообразить инструментарий ведущего группы и, позволю себе утверждать, большего от плейбека практикующему психотерапевту ждать не стоит, так как вести клиентские группы исключительно в жанре плейбека сложно и не очень, на мой взгляд, уместно.

4. Что для меня значит быть в плейбек труппе?
Тут все в хорошем смысле «тупо и просто». Для меня это «кружок по интересам», в котором я реализую, будучи уже взрослым мужчиной, свои мечты юности о театре. Второе – плейбек мне дает энергию в прямом смысле слова, физическую и эмоциональную, для меня это как «фитнес» или, словами С. Кови, я «затачиваю пилу». Третье – это новый метод, который я осваиваю и могу использовать в своей тренерской и терапевтической практике.

5. Как профессионалу понять и изучить плейбек, чтобы использовать его, и при этом не становиться актером плейбек театра? Придя на перфоманс или посетив открытую репетицию, возможно узнать о плейбек?
Да можно. Можно ли таким образом научиться использовать его в терапии или ведении группы? Мое личное мнение: нет. Если я, услышав о нем где-то, пришел бы на перфоманс или репетицию, на которой увидел действие, но при этом мне никто ничего не объяснит (а это именно так), то я бы лично ничего не понял. Я думаю, вначале важно ответить себе на вопрос «для чего, зачем мне это надо знать?». Если профессионал понимает, зачем, то правильнее всего прийти на семинары и воркшопы, где можно увидеть и услышать методические комментарии и попробовать сделать плейбек вместе с людьми, которые это делают давно, и получить обратную связь.

Подводя итог, хочу написать, что по моим наблюдениям плейбэк сегодня в мире это известный популярный метод действия, используемый профессионалами, работающими с группами в разных жанрах и направлениях при этом безусловно остающиеся так же ярким не классическим театральным методом. Мне хочется видеть, как плейбэк становится популярным и у нас среди профессионалов и зрителей и для этого важно, чтобы проводилось и организовывалось большее количество плейбек мероприятий, в которых участники могли бы максимально полно удовлетворить практический интерес к этому методу. В чем я лично с радостью готов принимать участие.
Последний раз редактировалось Юрий Журин 29 ноя 2010, 12:37, всего редактировалось 1 раз.
Юрий Журин
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 3
За это сообщение: 3




Сообщение Павел Корниенко 30 мар 2010, 23:20

Спасибо за простой и интересный текст.

Юрий Журин писал(а):Для меня, когда я в роли ведущего психодраматической группы, плейбек важен как принцип работы в ситуации, когда нужно сделать переход из одной нефункциональной роли протагониста в иную, новую роль, и вот в этот момент перехода плейбек как спонтанная игра является способом и формой поиска новой роли.

Интересно через эту призму посмотреть выступление плейбек-театра, надеюсь на июньской конференции будет такая возможность.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31

Сообщение Юрий Журин 02 апр 2010, 11:55

Спасибо. Рад что могу опубликовать на сайте свой текст. Если будет дискуссия это здорово. можно увидеть плейбек перфоманс еще до конференции 10 апреля мы играем в Лествице.
Юрий Журин
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 3


Строка для библиографии: Журин Ю. Размышление о плейбэке. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t554.html]

Вернуться в Плейбек-Театр



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron