Киппер Д. Основы психодрамы: понятия и принципы

Хорошие статьи о теории психодрамы

Сообщение Павел Корниенко 20 ноя 2009, 23:10

Опубликована: Иностранная психология, №3 1994; Перевод Н.Алмаева
Источник: http://www.ifkik.ru/read.php
Корректура: psihodrama.ru


Дэвид А. Киппер

Основы психодрамы: понятия и принципы


Резюме

В статье описываются основные понятия теории психодрамы и ее терапевтические процедуры. Классическая психодрама и социодрама, развиваясь из ролевой теории, пришли к понятиям креативности и оппозиции "спонтанность - роботоподобие" (spontaniety-robopathy). Оба последних соотносятся с такими ключевыми понятиями, как встреча (encounter), исполнение роли (enactment), теле (tele) и взаимность сделанных выборов (reciprocity of choices). В статью включено описание терапевтической группы, структуры занятия, трансференции (transference) и реальности, контртрансференции (countertransference), "здесь-и-теперь", встречи и сопротивления. Обсуждаются также возникновение нео-классических моделей, а именно: метода действий (Action Methods), ролевых методов в клинике, принцип имитации (simulation) и моделирования рассматривается как основной в нео-классическом направлении.

Несмотря на то, что Яков Леви Морено, основатель психодрамы, и Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в течение ряда лет одновременно жили в Вене, между ними произошла всего лишь одна короткая встреча (см. Marineau, 1989, pp.30-32). В 1912 году в психиатрической клинике Вены д-р. Фрейд читал лекцию, включавшую в себя анализ телепатического сновидения. Морено сообщает в своих воспоминаниях, что, когда студенты покидали помещение, Фрейд спросил Морено, чем тот занимается. "Я начал с того, чем Вы окончили, д-р Фрейд"- ответил Морено. - Вы встречаетесь с людьми в искусственном окружении вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их мечты, я пытаюсь дать им мужество мечтать снова. Я учу людей играть богов".(Морено, 1972, pp.5-6).

Восемьдесят лет назад Морено, которому было тогда 23 года, только начинал экспериментировать с тем, что впоследствии получило название психодрамы, т.е. "метода действий" в групповой психотерпаии (action method approach to group psychoterapy). Тогда его мысли, идеи и исследования находились в зачаточном состоянии. Тем не менее этот ответ Фрейду уже обнаруживает три философских основания мореновского подхода. Первое - больший акцент на здоровье и креативности, чем на психопатологичности:"дать мужество мечтать снова". Второе основание - акцент на измерении реальности, а не на анализе проекций - "встречаю их на улице и у них дома, в их естественном окружении". Третье основание - фокусировка на действии и исполнении роли как более предпочтительный путь, чем исключительно вербальный способ выражения и взаимодействия во время терапии - "учу их играть богов".

Первое основоположение - акцент на здоровье - привело в конечном счете к созданию теории спонтанности-креативности (Blatner & Blatner, 1988; Fox, 1989; Kipper, 1967; Moreno, 1934, 1959, 1964, 1965, 1972; Moreno & Kipper, 1968; Moreno & Moreno, 1969; Starr, 1977; Williams, 1989). Оставшиеся два - фокусировка на реальности и на игре роли - привели к созданию необыкновенно широкого спектра прикладных психотерапевтических техник. Эти прагматические и конкретные аспекты психодрамы и ознаменовали возникновение новой терапевтической модальности (Blatner, 1973; Clayton, 1991; Goldman & Morrison, 1984; Moreno, 1966, 1973, Moreno,Z, 1959, 1965, 1975; Yablonsky, 1976).

Классическая психодрама

Этот термин относится к оригинальному методу, разработанному Морено. Ее наиболее специфическая характеристика в том, что она относится в равной степени как к теории Морено, так и к терапевтической процедуре как неразделимым аспектам единой системы. Мы называем этот подход "классическим", поскольку он основан на историческом факте, что теория и ее применение развивались вместе рука об руку. Практически все основные техники выводятся из теории, и большинство их, если не все, было создано как операциональные определения теоретических понятий. Модель психодрамы Морено отличается от более поздних моделей, разработанных в последние 15-20 лет, которые мы обозначаем как Нео-классический подход к психодраме.

Теория

Изначальная теория групповой психотерапии

В отличие от многих ведущих современных групповых психотерапий психодрама с самого начала задумывалась как групповая психотерапевтическая техника. Она не отпочковалась от индивидуальной терапии. Это не адаптированный и расширенный метод индивидуальной терапии.

Напротив, с начала своего возникновения в период 1914-1924 она формулировалась как ориентированный на группу подход, обозначенный Морено как социодрама (Stenberg & Garcia, 1989).

Социодрама - это "чистая" форма группового метода. Для Морено сущность групповой терапии заключалась в гораздо большем, чем просто психологическое лечение, требующее присутствия и активного участия нескольких людей. Он считал, что групповая терапия должна исследовать проблемы, относящиеся к коллективу, и этим отличаться от индивидуальной терапии. Групповая терапия понималась как психологическое воздействие с преимущественным фокусом на элементах поведения, разделяемых группой. Такое предварительное разделение возможно лишь в том случае, если а) эти элементы уже являются частью общего для участников группы социо-культурного фона и системы ценностей или б) эти элементы выработаны внутри определенной группы и сделались таким образом частью группового достояния.

Ключевые понятия социодрамы суть: роль (ролевая теория), исполнение роли (ролевая игра,"теле", взаимный выбор (социометрия), спонтанность - роботоподобие и креативность.

Роль и ролевая теория

Роль ассоциируется, как правило, больше с социологией и социальной психологией, чем с клинической психологией и психотерапией, по-видимому, потому, что большинство психотерапевтических подходов начинали разрабатываться для целей индивидуальных терапий. В современной теории роль определяется как "характеристики поведения одной или нескольких личностей, определяемые контекстом" (Biddle, 1979 p.58). Это значит, что она скорее объединяет, чем разделяет индивидуума с его/ее социально-культурной средой. Возможно, этим и объясняется нежелание части клиницистов рассматривать понятие роли в контексте индивидуально ориентированных теорий. Понятно также, почему роль может быть полезным понятием для групповой теории. Взаимоотношение между внешним и внутренним, между общим и индивидуальным - основание ролевой теории. Это также точка пересечения психодрамы и современной социо-психологической ролевой теории.

Функция роли состоит в том, чтобы "войти в "бессознательное" со стороны социального мира и привнести в него форму и порядок" (Moreno, 1972, p.V). Психодрама постулирует, что роль предшествует "я сам" (self) и "сам" возникает из ролей. Формирование ролей начинается с рождения, с того момента, как ребенок начинает чувствовать внешние стимулы. Сначала формируются физиологические роли - едока, спящего и т.п. Этот процесс предшествует началу процесса отделения от матери. По мере роста ребенка внешние социо-культурные аспекты поступающей информации становятся все более дифференцированными и ясными, с этого времени значительно возрастает и их влияние на ролеобразование.

Любая роль формируется из коллективного и индивидуального компонентов, которые должны быть гармонически интегрированы. Коллективный компонент - аспекты поведения, разделяемые членами отдельного социо-культурного уровня, семьей, друзьями, клубом и т.п. Индивидуальный компонент включает частные характеристики индивидуального обладателя роли. Именно коллективные компоненты роли обеспечивают основания для рассмотрения нескольких индивидуумов как единого целого, в качестве группы.

Исполнение роли

Существует естественное отношение между понятием роли и акцентом на действиях. Исполнение роли облегчает индентификацию с изображаемой персоной и благоприятствует аутентичности. Оно способствует катарсису. Обнаруживается тесная связь между спонтанностью и действиями. Ощущение свободы и удовлетворения также выражается невербальным поведением. Невербальная коммуникация предшествует вербальному языку. Таким образом, эпигенетически язык действий естествен для ролей.

"Теле" и взаимный выбор

Теория роли предполагает, что для большинства людей психологические процессы, приводящие людей друг к другу, в частности, клиентов к терапевтам, возникают из элементов роли. Групповая теория обращается к понятию, описывающему взаимные отношения людей.

В этой связи психодрама предложила понятие "теле". "Теле"- от греческого "удаленное" или "действующее на расстоянии" - означает, что взаимоотношения основаны на взаимном реалистическом восприятии. Это - продолжающийся взаимный процесс, цементирующий межличностные взаимоотношения. Взаимность многообразна, т.е. она включает взаимное притяжение, отвержение, безразличие, возбуждение или торможение, помехи и т.д. Взаимные отношения между ролями существуют на двух уровнях: коллективном (неличностном) и индивидуальном (личностном). Взаимные межличностные чувства людей - притяжение, отвержение, нейтральность - возникают автоматически и могут направляться неосознаваемым предпочтением, на личностном уровне. Поддержание же взаимоотношений требует преднамеренного культивировния или по крайней мере хоть какого-то включения коллективного уровня ролей.

Выборы, совершаемые людьми, - ключевой фактор для понимания структуры и процессов в группе. Взаимные выборы членов группы и их направленность, т.е. принятие, отвержение, или безразличие между людьми, позволяют вскрыть внутреннюю структуру группы. Эта технология известна как социометрия - система измерения и протоколирования взаимных отношений, развитая Морено.

Структура группы есть лишь моментальный снимок. Это подвижный феномен. Изменение выборов и их направленности соответствует изменению структуры группы. Изменения, отражаемые социометрической структорой группы, открывают качественную природу матрицы межличностных взаимоотношений.

Спонтанность - роботоподобие

Спонтанность - принципиальный ингредиент мореновской теории креативности (Moreno, 1972; Moreno & Moreno, 1944), он часто провозглашался в качестве основной цели психодрамы. Спонтанность и творчество свойственны здоровому аспекту функционирования. Этим объясняется, почему психодрама сделалась теорией здоровья и роста, а не утонченным учением о внутренней динамике психопатологии. Спонтанность - сложное понятие. Например, спонтанность характеризовалась и как нечто неосязаемое, и как нечто вполне явное, как каталитическая сила, как энергия и как конкретный ответ на новые и на старые ситуации (Kipper, 1976). В последнем случае она обладает двумя измерениями: адекватностью и новизной. Значение спонтанности в психодраме не определяетеся несдерживаемой свободой выражения. Как раз напротив, спонтанность должна соответствовать качествам, она должна отражать адекватность и новизну.

Этим для спонтанности устанавливаются некоторые ограничения, предполагающие значительную меру контроля. Следует учиться быть спонтанно свободным и спонтанно ограниченным. Существуют три вида спонтанности: а) истинная спонтанность, включающая адекватную и новую реакцию, б) стереотипизированная - это старая, но адекватная реакция, в) патологическая, неадекватная реакция.

Понятие роботоподобия (Yablonsky, 1972) обозначает упорность, автоматичность, обыденность, фиксированность, принудительность и ригидность поведения, она имеет тенденцию снижать качество жизни и степень удовлетворенности жизнью.

Роботоподобие противоположно спонтанности (Blatner, 1988), но оно не синоним стереотипизированной спонтанности. Первое относится к неадаптивной ригидности (всегда патологично), тогда как второе может быть адаптивным обыденным поведением, составляет часть жизни, например, вождение автомобиля, чистка зубов по утрам, приветствие друг друга при встрече и т.д.

Творчество

Творчество есть проявление человеческого мастерства.

Идет ли речь о творении, сохраняющемся в отдельной форме, книге, вещи, песне, картине, традиции (культурно сохраняемой) или о единовременном акте, более не воспоминаемом, в творчестве индивидуум может стать ближе к Божественному, т.е.к Творцу (Moreno, 1972). Спонтанность высвобождает творчество. Цель психодрамы не столько сделать человека просто спонтанным, но скорее высвободить его/ее творческий потенциал.

Социодрама и психодрама - классический подход

Социодрама

Социодрама начиналась как "мета-терапевтический" подход, нацеленный на совершенствование всей социальной структуры общества (Moreno, 1943, 1947). В своей простейшей форме это - терапия, сконцентрированная на коллективном аспекте роли. Она основывается на исходном положении, что организация любой группы базируется на социо-культурном ролевом поведении. "В конце концов дело случая, кто есть тот или иной индивидуум, или из кого составлены те или иные группы, или сколь велико число составляющих эту группу людей. Задача в том, чтобы рассматривать группу как целое и разрабатывать ее проблемы... Однако, поскольку "группа"- всего лишь метафора, ее подлинное содержание составляют взаимодействующие люди, но не как частные индивидуумы, а как представители одной и той же культуры" (Moreno, 1972, p. 354). На практике участники социодрамы договариваются о социальных ситуациях. Хотя они и могут требовать тщательного планирования, способ их проживания - спонтанный.

Социодрама может быть дополнительно поделена на тематические подкатегории. Она может проводиться как а) "аксиодрама", т.е. социодрама, занятая исключительно исследованием этических тем, например, законности, нарушения частных прав, права знать, медицинской этики, ценностей - добра, зла, справедливости, или мирских событий рождения, смерти и т.п.; или б) как этнодрама, т.е. социодрама, направленная на этнические проблемы, например, расовую дискриминацию, предрассудки, смешанные браки и т.д.

Психодрама

Согласно Морено, психодрама родилась первого апреля 1921 года между 7 и 10 часами вечера. Это было в венском театре Комедиан Хаус. Морено арендовал театр на один вечер. На сцене находился только пустой стул, декорированный под трон короля. В то время Европа переживала мучительный послевоенный период и нуждалась в лидере, способном вести за собой. Морено предложил добровольцам из аудитории сыграть роль короля-вождя и рассказать, что они предполагают делать (Moreno, 1972, pp. 1-2). Хотя идея психодрамы и сформировалась в самом начале века (1914-1920 гг.), окончательная формулировка данного метода как систематической терапевтической процедуры произошла позднее, между 1940 и 1960. Психодрама - это индивидуальная версия социодрамы, она имеет дело с частными составляющими ролей.

Нужда в психодраме сделалась очевидной, когда обнаружилось, что различение между коллективными и частными аспектами роли не всегда ясны. Люди часто "соскальзывали" с одной области на другую. Социодрама - это прежде всего средство образования и тренировки. Функции психодрамы шире. Она имеет дело как с общепринятыми реальностями, так и с субъективными восприятиями, чувствами, фантазиями, и желаниями, совмещая тем самым индивидуальные и коллективные составляющие роли.

Процесс

Терапевтическая команда

Терапевтическая команда в психодраме состоит из четырех ролей (компонентов): ведущий, протагонист, вспомогательные я и участники группы. Пятый элемент, имеющий для терапии ключевое значение, - место действия, сцена.

(а) Ведущий - главный терапевт, выступает в качестве катализатора, режиссера и продюсера психодрамы.

(б) Протагонист - отдельный клиент из группы, оказывающийся в фокусе событий. Иногда в одном занятии несколько протагонистов могут сменять друг друга, каждый представляя краткую психодраму. Протагонистом может выступать и вся целиком группа.

(в) Помощники - члены группы, которых просят играть роли, служащие нуждам протагониста.

(г) Члены группы - все клиенты, из них выбираются помощники.

(д) Пространство действия - специально разработанная область (необязательно действительно сцена), где происходит разыгрывание ролей. В этом месте протагонист полностью управляет временем, пространством и реальностью. Место, где любой может быть старым или молодым, может путешествовать куда угодно и создавать что-либо реальное, воображаемое или желаемое.

Структура занятия

Занятие психодрамы состоит из трех этапов: разминка, действие, завершение.

(а) Разминка: задача этой стадии состоит в повышении уровня готовности участников группы быть действительно вовлеченными в психодраму и выявить протагониста для следующей стадии. В обычном занятии этап разминки может занимать до 15% всего времени. Во вновь сформированных группах первые несколько занятий целиком уходят на прелюдию последующих терапевтических событий.

(б) Действие: это - сердцевина занятия. Здесь протагонист проявляет свои трудности. Этим начинается выделение протагониста из членов группы. Стадия действия включает в себя три взаимопереходящих друг в друга части. Первая выявляет наличную трудность, переживаемую протагонистом. За ней следует часть "исследования и прояснения", содержащая несколько сцен/эпизодов, направленных на исследование данной проблемы. Заключительная часть - "подведение итогов и поиск альтернатив"- имеет дело с проигрыванием решений конфликтов. Весь данный этап занимает примерно 65% занятия.

1) Сценарий: Сценарий в целом (сюжет психодрамы) основан на нескольких сценах, т.е. ситуациях разыгрывания ролей, соединенных ключами, т.е. значимыми ассоциациями.

2) Сцены: сцена представляет конкретную стуацию или эпизод. Существует два вида сцен - ключевые и соединяющие. Ключевая сцена - это психодраматическое проигрывание роли, привязанное к специфическому месту и к специфическому времени, в котором участвует по крайней мере один помощник, а обычно и больше. Соединяющая сцена представляет собой краткий монолог протагониста иногда помощника, выражающий его/ее чувства и мысли или предшествующие ключевой сцене, или следующие за ней. Этап действия обычно включает около семи сцен: пять-шесть основных и одна-две связующих. Причина, по которой сцен несколько, в том, что именно переход от одной сцены к другой, а не исчерпывающее исследование одной сцены, производит терапевтический эффект.

Приведем пример промежуточной сцены с поиском ключа для перехода к следующей сцене.

Протагонист по имени Елена, ей около 30 лет, только что завершила первую ключевую сцену (т.е. первую часть этапа действия). Она нарисовала ситуацию, отображающую ее видение проблемы: "Я всегда "бессознательно" ищу одобрения со стороны моей матери". Первая сцена изображала спор протагониста с ее матерью (роль которой сыграла помощница). Однако по окончании этой сцены ведущий не имел определенного ключа для перехода к следующей сцене.

Ведущий: Итак, этим закончился спор? Вы сказали своей матери, чтобы она не вмешивалась в вашу жизнь, и оставили ее комнату, хлопнув дверью. Правильно?

Елена: Да, это верно. Так в точности все и было. Так это обычно и кончается.

Ведущий: Хорошо, и что произошло потом? Куда Вы потом пошли?

Елена: Я спустилась на лифте вниз и пошла к своей машине, припаркованной напротив здания.

Ведущий: Хорошо. Я попросил бы Вас повторить этот путь, как будто все происходит сейчас. Пожалуйста, пройдите в центре комнаты по кругу и говорите вслух, что Вы чувствуете, прямо сейчас. В действительности Вы, наверное, делали это про себя. В психодраме это нужно делать так, чтобы мы тоже могли слышать.

(Елена медленно и тихо ходит по кругу в обозначенном "месте действия".)

Елена: (говорит про себя).Так, куда же я девала ключи от машины. (Правдоподобно ищет). О Боже! Только бы они были здесь. Я не хочу возвращаться и встречать этот ее взгляд, вызывающий чувство вины. Я хочу плакать. Почему она все время так поступает со мной? Почему мы не можем поговорить без споров и почему я все время чувствую давление с ее стороны? Она все время хочет заставить меня чувствовать вину, но я ничего стыдного не сделала. Я хочу плакать. (Слезы покатились по ее щекам, кто-то дал ей платок). Нет, плач не помогает. Я хочу спрятаться (потенциальный ключ). Я хочу в свой маленький угол (потенциальный ключ). Я хочу, чтобы меня любили (потенциальный ключ) и жить в мире, совершенно свободном от чувства вины... (Ведущий прерывает).

Ведущий: Спасибо, Елена. Давайте здесь остановимся. Где тот угол, в котором Вы хотите спрятаться?

Елена: (улыбаясь сквозь слезы): Теперь ничего такого нет. В детстве он у меня был. Он был в моей комнате. Я знаю, это может звучать ужасно, невообразимо, но это был клозет.

Ведущий: Вы бы хотели снова там оказаться?

Елена (покраснев): Да. (Ведущий устраивает следующую вторую ключевую сцену)

Ведущий: Итак, Елена, где было ваше убежище?

Елена: В доме моих родителей, в моей комнате. Я имею в виду, когда я там жила.

Ведущий: Могли бы Вы устроить эту комнату, используя пустые стулья, чтобы мы смогли представить, какой была ваша комната.

Елена: Хорошо. Здесь кровать (ставит два стула вместе), а здесь мой стол и стул. На этой стене у меня были все мои книги, куклы и чучела животных. Здесь окно, а здесь два плаката с животными, с кошками.

Ведущий: Ваша любимая кукла или животное?

Елена: Ну, Зайчика я кладу в постель. Уточка сидит напротив меня, когда мне грустно. А Большая и Малая Киски, я их беру в убежище...вместе с Уточкой. Кукла Лаура - моя лучшая подруга по клозету.

Ведущий: Есть еще что нибудь существенное?

Елена: Клозет...(начинает вдруг говорить детским голосом). Вы знаете, что я прячусь в клозете в темноте? Я не боюсь темноты.

Ведущий: Елена, сколько Вам лет в этой сцене?

Елена: Девять. Мне почти девять.

Ведущий: О'кей. Переведем часы назад. Вам девять лет, и год сейчас 1971, так? (Елена кивает утвердительно). Мы в 1971 году и все, что происходит - здесь и теперь, так что вы должны говорить в настоящем времени. Давайте выберем несколько помощников для изображения, Уточки, Большой и Маленькой Кисок и Лауры. Почему бы Вам самой их не выбрать (социометрический выбор) и затем вы вместе двинетесь в клозет? (Она выбирает участников представлять ее куклу и животных). Мы начинаем в темноте?

Елена (почти шепотом): если можно.

(Свет гаснет)

(в) Заключение: Заключение оканчивает занятие, в нем прежде всего должно быть выражено соучастие протагонисту и затем дан анализ разыгранного действия. Как правило - это период обсуждения, лишь очень редко он включает получение роли.

Следует всегда начинать с соучастия, в ходе которого члены группы и вспомогательные лица припоминают сходные случаи из своего опыта, так чтобы не оставить протагониста наедине с его трудностью. Это также позволяет другим членам группы поговорить о своих трудностях, что провоцируется психодрамой. Часто требуется, чтобы за соучастием последовал анализ. В это время делается попытка интегрировать все, чему научил опыт. Все целиком заключение должно занимать оставшиеся 15-20% времени занятия.

Специальные терапевтические проблемы

Трансференция (Transference)
Этим понятием в психодраме называют искажение отношений теле. Это пример смешения ролей. Роли не сохраняются вечно, они преходящи. По существу всякая роль имеет свой "цикл существования", характеризующийся началом, созреванием и увяданием. Продолжительность "цикла существования" изменяется в зависимости от роли. Однако обычно он не измеряется годами. Те роли, что продолжают действовать на протяжении всей жизни, также должны периодически пересматриваться и изменяться.

Трансференция - роль, отмеченная извращением реальности. Такова, например, роль, которая включает детские отношения к родителям, не отпавшая в свое время или не претерпевшая соответствующих изменений. Она сохраняется, хотя уже и не служит более полезным целям и поэтому оказывается неуместной. За исключением экстремальных случаев, когда она содействует терапевтическому прогрессу, этот вид изменения реальности не используется в психодраме.

Контртрансференция (Countertransference)
В психодраме контртрансференция - это неправильно направленное теле, исходящее от терапевта и направленное на протагониста или любого другого члена группы. Подобно трансференции этот феномен также является ролью со смещенной функцией. В такой ситуации ведущий тайно покидает роль терапевта и принимает, зачастую с разрушительными последствиям, роль протагониста, потребности которого находятся в центре занятия.

Взаимоотношения "теле" между терапевтом и его/ее клиентами по своей сущности противоположны контртрансференции. Подлинная чуткость, заботливость и эмпатия между ними, как правило, идут на пользу обеим сторонам и вполне желательны. Присутствие других членов группы является средством контроля, исполняя функцию наблюдателей, они смотрят за тем, чтобы отношения теле не подвергались извращению. Членов группы просят наблюдать за признаками контртрансференции и поправлять, когда это уместно, ведущего.

Коррекционный опыт

Психодрама делает особенный теоретический акцент на целительной силе "здоровых" компонентов роли, на их ожидании, идентичности и поведенческих проявлениях. Терапевтический процесс становится эффективным по мере того, как этот фактор постепенно расширяется и "вторгается" (замещая собой) в мир иррациональных верований, ложных восприятий и оценок, галлюцинаций и заблуждений. Согласно теоретическим положениям психодрамы, основание для использования группы в качестве терапевтического средства заключается вовсе не в том, что группа символически представляет для каждого ее члена вселенную его собственного бессознательного. Как раз напротив, основание - в необходимости обеспечить нужное "теле": реалистическое, "проверяемое" взаимовосприятие. Именно такие возможности позволяют людям играть многочисленные роли и удовлетворительно справляться с конфликтами и ролевыми коллизиями. Более того, такие возможности - их часто не хватает в прошлом или они недоступны в настоящем - позволяют заполнить пробел, который очень часто заполняется восприятиями и действиями, управляемыми трансференцией.

Реальность

Психодрама имеет дело с четырьмя измерениями реальности: (а) нарушения - т.е. ошибки суждения и восприятия, уступки, заблуждения и галлюцинации; (б) фантазии - мечты и надежды, могущие стать реальностью, о которых мы иногда желаем, чтобы они сделались реальностью; (в) повседневная реальность, та обычная ощутимая реальность, в которой мы повседневно живем; (г) сверх-реальность - неощутимое, невидимое измерение реальности, которое далеко не полностью выражается в опыте (Moreno, 1966), например, когда дублируется протагонист противоположного пола. Всякое следующее измерение оказывается ступенькой вверх: терапевтический эффект нарастает от (а) к (б), от (б) к (в), от (в) к (г). Последнее измерение (г) обладает наибольшей терапевтической мощью. Когда качество жизненной реальности (в) представляется человеку недостаточным, оно может быть расширено с помощью психодрамы через использование корректирующих эффектов сверх-реальности (г). Если неудовлетворенность лежит в мире снов, "здоровая" фантазия (б), подвергшись психодраматической конкретизации, становится через это жизненной реальностью (в) и может быть затем расширена до сверх-реальности (г). Такой же процесс имеет место и когда индивидуум живет среди нарушенной реальности (а). Такая реальность становится в результате психодраматической конкретизации "реалистической фантазией" (б), которая в свою очередь становится доступной лечебному действию сверх-реальности (г). Нужно отметить, что очень часто в психодраме два измерения реальности (б) и (в) очень схожи между собой, почти неразличимы. Возможно, что в этом заключается причина эффективности психодрамы в отношении тех людей, у которых имеются трудности с различением двух этих видов реальности, т.е. психотиков. Однако, возможность смешения этих двух измерений, - также подводный камень, который психодрама должна избегать.

Встреча (encounter)

Встреча есть психологический процесс, порождающий значительную часть психотерапевтического эффекта психодрамы. Например, пересмотр роли (reversing roles) представляет собой фактически встречу. Встреча может произойти только в условиях "здесь и теперь".

"Здесь-и-Теперь"

Заботы терапевта о спонтанных реакциях участников на значимые события, происходящие в группе, есть лишь один аспект "здесь-и-терперь". В психодраме это понятие используется гораздо шире. Фактически каждая психо- и социодраматическая сцена разыгрывается "здесь-и-теперь", безотносительно к тому, где она происходит и когда может иметь место. Прошлое и будущее перенесены в психодраме в настоящее, в психодраме существует только настоящее. Значение "момента", настоящего времени в том, что в нем происходят все встречи.

Сопротивление и трудные клиенты

Можно выделить следующие четыре вида сопротивлений в психодраматической практике:

1. Сопротивление содержанию: оно обычно выражающется в форме нежелания или страха встретиться лицом к лицу с исполнением роли. В подобных случаях нужно прежде всего применять тренирующие техники, активизирующие растормаживание, например, воспризведение ролей других участников группы или использование зеркала, дающего человеку обратную связь. Если сопротивление сохраняется, требуется подождать, пока человек столкнется с каким-либо травматическим событием, вынуждающим его искать помощи.

2. Сопротивление терапевту. В обычных группах - это не частое сопротивление, оно превалирует в группах психотиков. Паранойя, например, может заставлять пациента отвергать любой вид лидерства или авторитета. В таких случаях часто используется монодрама, в которой пациент изображает один все роли: ведущего, протагониста, помощников. Перед лицом трудности проведения монодрамы клиент просто неизбежно попросит помощи. Наиболее частое явление - сопротивление конкретному помощнику в какой-либо определенной роли. В таком случае ведущему следует выбрать подходящего помощника, не спрашивая о причинах замены. На заключительной стадии этот вопрос может быть поднят.

3. Сопротивление группе. Для некоторых клиентов тормозящим фактором является групповая форма работы. Если они хотят покинуть группу, их следует сначала попросить поучаствовать в одной социодраме на тему "дискомфорт в группе". Если они отказываются, или принимают участие, но не меняют своего намерения, они могут идти. Сопротивление может отражать их нежелание быть в этой именно группе. Тогда им можно предложить участвовать в другой. Личность может социометрически быть изгоем в одной группе и звездой в другой. Иногда сопротивление вызывает групповая терапия как таковая, тогда показана индивидуальная терапия.

4. Сопротивление игре ролей. Некоторые пациенты с неохотой берутся играть роль. Вместо этого они начинают настаивать на дискуссионном форме работы:"я не очень-то хорошо играю, давайте лучше побеседуем". Обыкновенно просьба эта удовлетворяется. Однако ведущий с помощью группы может постепенно преодолеть эту позицию. Часто это достигается тем, что таких пациентов просят послужить помощниками для других протагонистов. Сопротивление всегда меньше, когда роль не является личной.

В общем психодраматические принципы взаимодействия с трудным пациентом или трудной группой таковы: а) сделать проблему символической, не личной и затем разыграть ее; б) в конце концов привести процесс к прямой встрече с трудностью. Предыдущий шаг включает обозначение проблемы в качестве абстрактного качества, например: "тенденция опаздывать", "упрямство" и т.п. Затем попытаться представить соответствующую ситуацию с помощью каких-либо объектов, например, стульев или помощников. Последующий шаг предполагает исполнение роли, противоположной в отношении к данному качеству и проведение диалога с целью разоблачения неприятного качества. Эти два шага имеют тенденцию выявлять альтернативные, новые формы поведения.

Целительные факторы

Ключевые терапевтические элементы психодрамы суть: катарсис, понимание (инсайт, когнитивное преструктурирование) и обучение новым способам реагирования. Эти три терапевтических процесса взаимосвязаны и должны быть очевидными в любом конкретном терапевтическом действии.

1. Катарсис в психодраме переживается прежде всего протагонистом. Для терапевтической эффективности ему следует осуществляться в присутствии другой личности, желательно той, что замешана в исходном травмирующем опыте. При ее отсутствии возможна замена. Опыт катарсиса должен сопровождаться обучением новым спсособам реакции на старую ситуацию, иначе в лучшем случае он будет иметь короткое действие.

2. Лучшие психодраматические интерпретации - интерпретации действием. Они заключаются в перевод значения представлений протагониста (как их понимает терапевт) в конкретную сцену, в ситуацию "критического случая". Надежда при этом на то, что, изображая такую сцену, протагонист сможет понять значение своих действий и сумеет артикулировать это значение своими словами, обращаясь к группе.

3. Повторная тренировка занимает основную часть психодраматической работы. Фактически психодрама была первым методом, включавшим практику систематической тренировки и повторной тренировки. Это позволяет протагонисту экспериментировать, пробовать новые способы реакций практиковаться и повторять вновь, не опасаясь нежелательных последствий.

Нео-классические подходы к психодраме

Хотя классический подход остается доминирующим в практике психодрамы, в последние десять лет были развиты два его варианта. Один из них получил название "Метода действий" и состоит в адаптации приемов психодрамы к тренировке навыков клиентов различных специализаций (см. например, Buchanan, 1981; Swink, Siegel & Spodak, 1984). Другой описывается как ролевой метод в клинике, он был развит и исследован автором этой статьи (Kipper, 1986).

Метод действий

Этот подход применяется для облегчения обучения. Он показан в тех ситуациях, когда практика in-vivo или невозможна, ибо реальность нечасто предлагает такие ситуации, либо слишком рискована и требует значительных затрат. Разыгрывание происходит в имитирующем условном окружении, специально разработанном и контролируемом, являющимся приближением к реальности. Методы действия не обязательно придерживаются классической схемы трехступенчатого процесса с 90-минутными занятиями. Их процессы могут вариироваться от нескольких изолированных сцен до 1-3-х дневных марафонов со множеством эпизодов. При этом они могут вариироваться от психотерапевтических сеансов до тренировки умений и создания тренажеров для бизнесменов, управляющих и лидеров.

Ролевой метод в клинике

Наиболее характерно для данного подхода то, что он делает различие между теорией Морено и психодраматической процедурой. В классической психодраме эти два компонента рассматривались как единый неразделимый блок. Ролевой метод в клинике предлагает новую теоретическую модель, основанную на понятии имитации, т.е. искусственного воспроизведения определенного поведения в определенном окружении (Kipper, 1982; 1986). Другими словами, ролевой метод в клинике имеет теоретически независимое основание.

При использовании этого метода клиницист не обязан следовать теории Морено. Как раз напротив, он может придерживаться любого избранного им теоретического подхода. Разыгрывание ролей в клинике созвучно теории Морено, равно как и множеству других терапевтических подходов, способных включить в себя понятие имитации. Конкретная процедура вмешательства тем не менее - разыгрывание ролей.

Ролевой метод в клинике применяется в трех вариантах:

(а) спонтанный образец - личность играет самого/саму себя и моделирует свое собственное поведение;

(б) подражающее воспроизведение - индивидуум имитирует специфические, хорошо известные реакции какой-то другой знакомой ему личности;

(в) имитация индивидуумом поведения какого-то другого незнакомого человека.

Согласно основной гипотезе, каждый вид имитации порождает различные феноменологические состояния и тем самым по-разному актуализирует или акцентуирует психологические процессы. Проведенные исследования подтвердили данную классификацию, выявив различия в оказываемом влиянии при различных условиях имитации. (см. Kipper, 1988; Kipper & Har-Even, 1984; Kipper & Ushpiz, 1987; Kipper & Cohen-Raz, 1988). Можно думать, что тренинг поведения сам по себе может обеспечивать терапевтический процесс. Для развития ролевого метода в клинике требуются систематические данные о различных техниках, базовых и ситуационных, для возможности их выборочного использования в терапии.

На сегодняшний день психодрама - один из самых гибких и богатых методов групповой терапии. Однако, из-за традиционного, теоретического консерватизма, проявленного классиками психодрамы, эти ее характеристики, к сожалению, долгое время оставались скрытыми. Такое положение дел изменилось скорее эволюционно, чем революционно, с развитием нео-классических подходов. Они обеспечили альтернативное обоснование психодрамы, используя понятие моделирования поведения. На них оказало влияние развитие компьютерной технологии и способность воспроизводить в тренажерах сложные явления из области промышленности и социальной организации. Во главу угла они ставят моделирование как метод, с помощью которого можно узнать о будущем результате, прежде чем планы начнут действительно осуществляться. Коротко говоря, нео-классические подходы пытаются расширить область применения технологии психодрамы, не вступая в противоречие с другими теоретическими подходами.

Литература

Biddle, B.J. (1979), Role theory: expectations, identities and behaviors. New York: Academic Press.
Blatner, H.A. (1973), Acting-In: Practical applications of psychodramatic methods. New York: Springer.
Blatner, H.A., & Blatner, A. (1988), Foundations of Psychodrama: History, theory and Practice. New York: Springer.
Buchanan, D.R. (1981), Action methods for criminal justice system. Federal Probation, 45, 17-25.
Clayton, G.M. (1991), Directing Psychodrama. Victoria (Australia): ICA Press.
Fox, J.(ed.) (1989), The essential Moreno: Writings on psychodrama, group methods and spontaneity by J.L.Moreno. New York: Springer.
Goldman, E.E., & Morrison,D.C. (1984), Psychodrama: Experience and process. Dubuque, IA: Author.
Kipper, D.A. (1967), Spontaneity and the warming-up process in a new light. Group Psychotherapy, 20, 62-73.
Kipper, D.A. (1982), Behavior stimulation: a model for the study of the stimulation aspekt of psychodrama. Journal of group Psychotherapy. Psychodrama and Sociometry, 35,1-17.
Kipper, D.A. (1986), Psychotherpy through clinical role playing. New York:Brunner/Mazel.
Kipper, D.A. (1988), Role playing techniques: Locus of control and the attraction of role playing simulation intervensions. Journal of clinical psychology, 44, 810-816.
Kipper, D.A., & Cohen-Raz, L. (1988), Role playing portrayals: Are they all alike? Perceptual and Motor Skills, 67, 562.
Kipper, D.A., & Har-Even,D. (1984), Role playing techniques: The differential effect of behavior stimulation interventions on the readiness to inflict pain. Journal of Clinical Psychology, 40, 936-941.
Kipper, D.A., & Ushpiz, V. (1987), Emotional and cognitive responses in the role Playing. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 39, 131-142.
Marineau, R.F. (1989), Jacob Levi Moreno, 1988-1974 (A Biography). New York: Routledge.
Moreno, J.L. (1934), Who shall survive? Washington,D.C.: Nervous and Mental Desesase Publications (Rev. ed. Beacon,N.Y.: Beacon House, 1953).
Moreno, J.L. (1937), Psychodrama and the psychopathology of interpersonal relations. Sociometry, 1, 45-46.
Moreno, J.L. (1942), Sociometry in action.Sociometry, 5, 298-315.
Moreno, J.L. (1943), The concepty of sociodrama. Sociometry, 6, 434-449.
Moreno, J.L. (1947), Foundations of sociatry: An introduction. Sociatry, 1, 10-15.
Moreno, J.L. (1959), Theory of spontaneity-creativity. In J.L. Moreno (ed.), Sociometry and the science of man. Beacon,N.Y.: Beacon House.
Moreno, J.L. (ed.) (1960), The sociometry reader, Glencoe, IL.: The Free Press.
Moreno, J.L. (1964), The third psychiatric revolution and the scope of psychodrama. Group Psychotherapy, 18, 211-216.
Moreno, J.L. (1966), Psychiatry of the twentieth century: Function of universalia: Time, space, reality, and cosmos. Group Psychotherapy, 19, 146-158.
Moreno, J.L. (1972), Psychodrama Vol.1 (4-th ed.) Beacon,N.Y.: Beacon House.
Moreno, J.L. (1973), Note on indications and contraindications for acting out in psychodrama. Group Psychotherapy and Psychodrama, 26, 23-24.
Moreno, J.L. & Kipper, D.A. (1968), Group psychodrama and community-centered counselling. In G.M. Gazda (ed.), Basic approaches to group psychotherapy and group concelling (1st ed.). Springfield,IL:Charles C.Thomas.
Moreno, J.L. & Moreno F.B. (1944), The spontaneity theory of child development. Sociometry, 7,89-128.
Moreno, J.L. & Moreno Z.T. (1969), Psychodrama Vol.3. Beacon, N.Y.: Beacon House.
Moreno, Z.T. (1959), A survey of psychodramatic Techniques. Group Psychotherapy, 12, 5-14.
Moreno, Z.T. (1965), Psychodramatic rules, techniques and adjunctive methods. Group Psychotherapy, 18, 73-86.
Moreno, Z.T. (1975), The significance of doubling and role reversal for cosmic man. Group Psychotherapy and Psychodrama, 28. 55-59.
Starr, A. (1977), Psychodrama: Rehersal for living. Chicago: Nelson-Hall.
Sternberg, P., & Garcia., A. (1989), Sociodrama: Who's in your shoe? Westport, CT: Praeger.
Swink, D.F., & Siegel, J., & Spodak, B.N. (1984), Saint Elizabeths hospital action training lab for police. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 37, 94-103.
Williams, A., (1989), THe passionate technique: Strategic Psychodrama with individuals families and groups. New York: Routledge.
Yablonsky, L. (1972), Robopaths, Indianopolis, IN: Hobbs-Merril.
Yablonsky, L. (1976), Psychodrama: Resolving emotional problems through role playing. New York: Basic Books.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31




Сообщение Павел Корниенко 31 дек 2009, 21:25

Несколько цитат из этого текста, которые мне показались интересными. Курсив мой.

Этап действия обычно включает около семи сцен: пять-шесть основных и одна-две связующих. Причина, по которой сцен несколько, в том, что именно переход от одной сцены к другой, а не исчерпывающее исследование одной сцены, производит терапевтический эффект.

<речь идет про шеринг> Следует всегда начинать с соучастия, в ходе которого члены группы и вспомогательные лица припоминают сходные случаи из своего опыта, так чтобы не оставить протагониста наедине с его трудностью.

Согласно теоретическим положениям психодрамы, основание для использования группы в качестве терапевтического средства заключается вовсе не в том, что группа символически представляет для каждого ее члена вселенную его собственного бессознательного. Как раз напротив, основание - в необходимости обеспечить нужное "теле": реалистическое, "проверяемое" взаимовосприятие.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31


Строка для библиографии: Киппер Д. Основы психодрамы: понятия и принципы. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t508.html]

Вернуться в Статьи о теории психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron