Автор: Леонид Огороднов
Источник: "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы
Медитативный разогрев «Тюрьма» преимущественно актуализирует чувства вины, агрессии, а так же связанные с ним события. Пример его использования в психодраматической группе приведен ниже.
Членам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить себя заключенным в тюрьме. Примерный перечень вопросов директора:
«Ты сидишь в тюрьме. Как давно ты сидишь? За что? На какое время тебя осудили? Какие аргументы приводило обвинение? Защита? Как сейчас относишься к своему преступлению? Ты в одиночке или в общей камере? Чем занимаешься? Как себя чувствуешь? Собираешься ли бежать? Есть ли такая возможность? Что будешь делать после того, как выйдешь?» и т. д.
Вот отчеты нескольких участников группы, которая к моменту исследования существовала в этом составе четыре месяца. Отслеживая динамику предъявляемых тем для работы, директор пришел к выводу, что в данный момент наиболее актуальной темой для участников группы является чувство вины. Комментарии директора относительно информации о субъективной картине жизненного пути приведены курсивом в скобках.
А. Посадили за «полигамию». Сидит 2 года. Сидит, царапает стены. Если будет хорошо себя вести (тихо), ее переведут в общую камеру, но там она возьмется за старое, и ее опять переведут в одиночку. Ее преступление – неумение любить. Осуждена пожизненно. В камере нравится, выходить не хочется.
(Прошлое – неконкретные самообвинения, которые, однако, легко можно конкретизировать. Предположительно, «провинилась» два года назад. Настоящее: чувство вины, неустойчивое равновесие ситуации, страх измене¬ний. Проблема формулируется как «неумение любить». Будущее: желание расширить круг общения, страх наказания за отказ изменить поведение. Попытки облегчить положение не приносят результата – цикличность на уровне событий. Безнадежность).
Б. Революционер, сидит за то, что не такая как все, не вписывается в систему отношений, в результате чего система рушится. (Обобщенное прошлое. Речь идет об отношениях в родительской семье). Пишет роман. (Настоящее. Творчество как механизм совладания с ограничением свободы). На воле есть сообщники, но бежать не собирается. (Настоящее, характеризующее вовлеченность в межличностные отношения – есть возможность, но нет желания общаться). Получила 2 пожизненных срока. Одиночка. Сидит 10 лет, ей нравится. У нее есть волшебная собака, за которой не надо убирать. (Будущее представляется смутно. На основе информации, полученной на предыдущих сеансах, можно предположить семейное «проклятие», которое ляжет и на детей клиентки – «2 пожизненных срока»).
В. Сидит за то, что родилась (тяжелые роды у мамы, токсикоз, кесарево сечение.) «Я – эталон зла». Виновата в аборте матери. («Я родилась, а девочка – нет, я виновата в ее смерти».) Сильные чувства, плачет.
(Прошлое – реальные события, произошедшие до рождения. Настоящее – чувство вины. Конкретизировать будущее помешали сильные чувства, но можно предположить страх смерти. [Клиентка была протагонистом, предположение о страхе смерти подтвердилось]).
Г. Убийство и нанесение тяжких телесных повреждений в результате несчастного случая (Прошлое, обобщенное в символической форме). Приговорили к смертной казни с отсрочкой на 15 лет. За это время она должна обдумать последствия своих действий для души. Если удовлетворит судей – отпустят. Судьи – не люди, духи. Сидит три года, ей нужна помощь – вроде исповеди. (Будущее определено прошлым, но за счет поведения в настоящем его можно изменить: пятнадцать лет – «испытательный срок» для спасение души. Картина времени обусловлена христианским мировоззрением; в ней присутствует психотерапия).
Д. Посажен на 1 мес. За глупость, бездействие. Не признает своей вины. Картина будущего не определена. (Минимум представленной информации. Не вовлечен в процесс).
После разогрева можно перейти к психодраматической работе, но возможно и социодраматическое развитие действия, например, сюжет "Побег из тюрьмы".