Автор: Лопухина Е.
Источник: Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2003 г.
В ходе разогрева членам терапевтической группы предлагается вспомнить моменты своей жизни, когда они смотрели на себя в зеркало и нравились себе, ощущали удовлетворение, и когда они себе не нравились, испытывали недовольство собой, раздражение, или даже отвращение к своему отражению.
Протагонист выбирает двух членов группы на роли себя и своего отражения в зеркале, обозначает границу между пространством "реальности" и пространством "за зеркалом" и меняется ролями со своим отражением в зеркале. Как правило, из роли отражения следуют критические, агрессивные и отвергающие сообщения.
После получения таких сообщений от отражения протагонист из своей роли сообщает о своих чувствах, например беспомощности, печали, отчаяния. Протагонист, как правило, спонтанно значительно увеличивает личную дистанцию от своего отражения. В этот момент директор задает протагонисту вопрос "кто говорил тебе это, от кого ты слышал подобное в течение своей жизни?". В ответ могут быть названы один или несколько значимых других, а также, в некоторых случаях, обобщенные образы, символизирующие определенную социальную группу (учителя, предки по отцовской линии, мужчины, женщины и т.д.) или даже архетипичные фигуры. Все они последовательно вводятся как персонажи, для каждого определяется свое место в пространстве за зеркалом, и эти персонажи посылают свои негативные сообщения протагонисту.
С каждым персонажем разыгрывается отдельный диалог с помощью последовательной смены ролей. В ходе каждого диалога постепенно происходит осознание принадлежности самокритичного, самоуничтожающего отношения к себе интроецированным сообщениям родителей или иных значимых других. Происходит как бы внутреннее разделение образа себя и интроектов. В некоторых диалогах протагонист сразу отвечает опровергающими сообщениями, отказом от принятия сообщения от данного персонажа, и тогда директор предлагает ритуал выведения данного персонажа из пространства за зеркалом, в психодраматическое пространство реальных отношений протагониста, где ему определяется соответствующее новое место.
Далее, при необходимости, с персонажами, выведенными из зеркала, может проводиться короткая психодраматическая работа, например, в технике семейной скульптуры или социограммы.