Приглашение на роль

Сообщение Тимур 11 сен 2008, 21:47

Автор: ?
Источник: ?

Ход упражнения.

Инструкция участникам: «Предлагаю одному из вас сесть на стул посередине комнаты… Остальные участники внимательно смотрят на центрального персонажа. Вообразите себе, что каждый из вас – режиссер. Подумайте, какой фильм вы бы хотели снять: может быть, боевик, может, мелодраму или что-то еще. Вам нужен актер на главную роль. Посмотрите на того, кто сидит в центре. Подумайте, для какого жанра он более всего подходит, в какой роли вы его видите, каков будет его характер, что он будет делать… А теперь по кругу каждый «режиссер» сообщит «актеру», сидящему в центре, свои соображения на этот счет. «Актеру» говорить не разрешается, он только внимательно слушает».

Далее следует шеринг.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 120
Репутация пользователя: 18




Сообщение Павел Корниенко 14 сен 2008, 00:35

Это одно из моих самых любимых упражнений ))
В моем восприятии, оно направлено на получение обратной связи каждому от участников группы в безопасной психодраматической форме. А еще чрезвычайно интересно придумывать роли - это получатся отличная тренировка креативности.

В придумывание роли для каждого человека можно закладывать разный смысл. Например, можно подобрать для него роль максимально близкую его воспринимаемому образу. А можно подобрать ему роль, которая (как кажется) будет для него полезной в плане развития. И мне кажется, что в начале этого упражнения можно давать участникам дополнительную информацию об этом - чтобы расширить возможности выбора. А, наверное, можно и задать тип ролей.

Вот, например, мне сейчас пришла идея о том, что можно вообще попросить участников выбрать для сидящего в центре наиболее важную роль, которой ему не хватает как будущему директору/терапевту. Естественно, как кому кажется. Но тут я фантазирую, как вам кажется, в этом есть что-то интересное и реальное?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Павел Корниенко 14 сен 2008, 00:47

Да, еще я помню, что у каждого сидящего в центре в конце спрашивали: "Какая роль из преложенных ему, сейчас по ощущениям наиболее интересна и которую хотелось бы сыграть/попробовать".

А еще можно просить сидящего в центре моментально входить в каждую роль которую ему предлагают ))
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Тимур 14 сен 2008, 21:08

Интересные дополнения, надо будет опробовать.
Автора данного упражнения я не знаю, информация нашёл когда-то в сети.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 120
Репутация пользователя: 18

Сообщение Павел Корниенко 14 сен 2008, 23:05

Тимур писал(а):Автора данного упражнения я не знаю, информация нашёл когда-то в сети.

Ну пусть будут знаки вопроса, кто-нибудь подскажет ))
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Наталья Хитрова 05 мар 2009, 14:04

Я встречала описание этого упражнения в кн. И.Вачков. Основы технологии группового тренинга. Там оно называется "Первая проба на роль", но авторство также не указано. Кстати, относится к упражнениям на получение обратной связи.
Аватара пользователя
Наталья Хитрова
Сообщения: 5
Репутация пользователя: 2

Сообщение Павел Корниенко 05 мар 2009, 14:43

Наталья Хитрова писал(а):Я встречала описание этого упражнения в кн. И.Вачков. Основы технологии группового тренинга. Там оно называется "Первая проба на роль", но авторство также не указано. Кстати, относится к упражнениям на получение обратной связи.

Ага, спасибо. Нашел описание. Правда у Вачкова оно описывается как упражнение для "ранее не знакомых между собой людей" - в таком виде мне оно не знакомо, надо попробовать. Я неоднократно участвовал в таком упражнении, когда оно проводилось в достаточно зрелой психодраматической группе. А на группе у Жанны Лурье, оно вообще было одним из завершающих группу упражнений, и было очень уместно. И мне как раз нравится в этом упражнении то, что оно может дать много точных и очень глубоких образов. За счет группового теле, которое постепенно складывается в группе, когда в ней некоторое время происходит психодраматическая групповая психотерапия.

Первая проба на роль. Вачков И.В.
Источник: http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=277

Упражнение проводится в группе ранее не знакомых между собой людей, так как в противном случае будут наблюдаться проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере «засоряющие» атмосферу ситуации «здесь и теперь».

«Первая проба на роль» проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе. В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации.

Ведущий: Не только психологам, но и всем другим хорошо известно, какое значение имеет первое впечатление, производимое на нас новым знакомым, для стиля и уровня нашего дальнейшего общения. Напомним, что существует, например, так называемое «правило пятнадцати секунд», согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые пятнадцать секунд общения с ним, «эффект ореола», связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и так далее. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным.

Вы еще совсем мало знаете друг друга, поскольку встретились здесь совсем недавно. Однако известные пятнадцать секунд уже давно миновали, и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас уже сложилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры. Каждый по очереди будет садиться на этот стул назовем его «стулом презентации», – а остальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого человека.

Стул не следует ставить в центр круга. Поскольку напряженность участников в начале работы группы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем более что он может оказаться очень тревожным и застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.

«Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинные способности к проницательности и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию. Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений. А может, вы снимаете совершенно новый фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации», его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?»

На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существует довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника. Можно, например, скомандовать: «Лидеры, встаньте!». И. вполне вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только выбрать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.

«Итак, первый из участников сидит на «стуле презентации». Поаплодируем ему за смелость... Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?»

При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участнику, сидящему на «стуле презентации», ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не является обязательным высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата. Упражнение следует проводить в достаточно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить каждому члену группы четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли и, лучше всего, не одной. Если группа велика, то после прохождения через «стул презентации» трех-четырех игроков можно предложить продолжить упражнение в подгруппах по 6-7 человек.

Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях».

  • Были ли, на их взгляд, точные попадания?
  • Какие роли, «увиденные» в их исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
  • Что чувствовал человек, сидя на «стуле презентации»?
  • Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
  • В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31


Строка для библиографии: Приглашение на роль. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t41.html]

Вернуться в Техники обратной связи



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3