Психодраматические технологии в работе с семьей

Использование психодрамы в семейной психотерапии

Сообщение Павел Корниенко 05 мар 2009, 13:47

Этот текст - это глава из случайно найденных методических рекомендаций для практических психологов. Авторы не указаны. (Может быть кто-то их знает?) Я проглядел пока его вскользь, и мне показалось, что он может быть полезным для психодраматистов, если пользоваться им через призму профессионального психодраматического обучения. Посмотрите его, как вам кажется, это полезный материал? И нужны ли еще какие-либо комментарии к нему, если он будет висеть тут на сайте?

Источник: http://www.antirasizm.ru/

Полный заголовок
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме: Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования по федеральной программе: Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе



4.2. ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ


Психодрама включает в себя элементы игры, позволяя взрослым и детям решать разнообразные индивидуальные и групповые проблемы. Новаторская деятельность Я. Морено в области разработки групповой психотерапии, теории ролевой игры и прикладных методов социальной психологии (социометрия) всякий раз осуществлялась с опорой на психодраму, которая использовалась в качестве диагностического и лечебного метода.

При этом Я. Морено придавал особое значение не только проявлениям внутриличностной динамики, но и качеству межличностного взаимодействия. Переехав в 1930-е гг. в США и обосновавшись в Нью-Йорке, он начал использовать метод психодрамы в работе с семьями (Compemolle Т., 1981).

Драматическое искусство создает особые творческие предпосылки для психотерапевтического процесса. Идея же о том, что творчество выступает в качестве важнейшего фактора лечения, является одной из центральных в системе представлений Я. Морено. Это как нельзя более актуально для семейной психотерапии. Многие члены семьи склонны отводить психотерапевту роль судьи и безусловного авторитета.

Драматическое искусство является одной из форм игры. Его исцеляющий потенциал наиболее ярко проявляется в случае, если "актерам" предоставляется наибольшая свобода действий, способствующая проявлению их интуитивных способностей. Сами психотерапевты могут демонстрировать участникам психотерапевтического процесса тот свободный жизнеутверждающий стиль поведения, который вдохновляет их на более активное участие в нем.

Для успеха лечения вовсе не обязательно следовать определенному, заранее разработанному сценарию и исполнять определенные роли. Элементы психодрамы могут быть незаметно включены в ход сессий. Поэтому таких известных специалистов в области семейной психотерапии, как С. Минухин или В. Сатир, можно назвать скорее мастерами психодрамы, чем психоаналитиками. Ниже описаны некоторые техники, способствующие достижению наибольшего эффекта в ходе психотерапевтической работы с семьями.

Техники разогрева


Спонтанность выступает в качестве важнейшей предпосылки творчества. Это одно из основополагающих представлений психодрамы. Творчество - свободная игра, предполагающая тесное взаимодействие сознания и бессознательного. При этом характер действий человека, предполагая направляющую роль сознательного "Я", во многом определяется неосознаваемыми процессами. Для активизации воображения необходим определенный этап "разогрева", который также присутствует в музыкальной импровизации, искусстве клоунады и иных видах творческой деятельности. Важная роль принадлежит лидеру - его способность к спонтанным действиям "заражает" членов семьи и является катализатором поисков ими новых ролевых возможностей (Регrott В.,1986).

Было замечено, что спонтанные действия ведут к снижению тревоги. В психотерапевтическом процессе переживаемая клиентом тревога связана со страхом осуждения со стороны окружающих. Он задается вопросом: "Как другие отнесутся к "моим действиям?" Когда же психотерапевт создает атмосферу игры, это способствует изменению восприятия психотерапевтической ситуации. Члены семьи начинают воспринимать' ее как "не вполне серьезную" и допускающую большую свободу действий. "Давайте попробуем, что из этого получится!" - может предложить психотерапевт. Если же попытка клиента будет не очень успешна, он может сказать: "Не беда, давайте посмотрим, как можно достичь лучшего результата!" Таким образом, психотерапевт внушает клиенту, что психотерапевтический процесс является "полигоном" или "лабораторией", предоставляющими богатые возможности для эксперимента.

Техники "разогрева" позволяют участникам психотерапевтического процесса дистанцироваться от своих переживаний. Опытный специалист может таким образом отвлечь их внимание от актуальных для них проблем и в то же время направить беседу в сторону обсуждения наиболее значимых аспектов их взаимоотношений. Однако вначале необходимо создать условия для психотерапевтического процесса, сформировать ту "творческую арену", на которой его участники смогут играть достаточно свободно, не опасаясь, что их действия будут истолкованы как "неправильные". Тогда любые оплошности могут быть представлены как вполне конструктивные проявления альтернативных форм поведения (Blatner A., 1988).



Использование ролевых моделей в консультировании семьи


"Вся наша жизнь - игра, и все люди в ней - актеры" - это известное изречение Шекспира отражает суть драматического искусства. Его смысл приобретает новый оттенок, если говорить о психотерапевтическом использовании драматического искусства. Оно опирается на представление о поведенческих паттернах и ожиданиях людей, преломляемых в их ролевой игре, помогающей осознать многие аспекты жизни. Теория ролевого поведения, таким образом, может составлять основу психодрамы (Blatner A., 1991). Психотерапевт может усилить положительные эффекты лечения, используя особый язык, способствующий установлению с клиентом более тесных, партнерских отношений. Понятие ролевой динамики является очень важным для обозначения сути психодрамы. Оно помогает осознанию целого ряда значимых аспектов психотерапевтического процесса.

Во-первых, практически любой человек видел художественные фильмы и принимал участие в каких-либо театрализованных постановках. Поэтому каждый имеет представление о том, что такое роль, какими могут быть роли людей в разных жизненных ситуациях. Это предполагает определенный механизм рефлексии действий каждого участника, реализуемый посредством субличности "внутреннего режиссера" или "комментатора". В психотерапевтическом процессе эта субличность занимает важное место. Играя, дети интуитивно дистанцируются от исполняемых ими ролей, переходя от игры к комментариям; Так, например, ребенок может сказать: "Эй, ты играешь не так; так не бывает" или "Дай я покажу тебе, как надо играть!", "Сейчас я буду ребенком" и т. д. Такие реплики свидетельствуют о том, что он переходит от позиции актера к позиции "внутреннего режиссера" (Blatner A., Blatner A., 1988).

В сущности, именно этот переход от метакоммуникации и спонтанной игры к саморефлексии составляет суть психотерапии. Сегодня во многих популярных статьях понятие психодрамы используется для обозначения психологически сложных ситуаций, вызывающих у людей глубокие сильные чувства. Это пример неверного использования понятия психодрамы, поскольку в большинстве подобных ситуаций люди не способны к рефлексии своих чувств и поступков и не могут дистанцироваться от своих ролей. Подлинная психодрама предполагает способность людей "отделить" себя от своей роли и осмыслить мотивы своих поступков.

Психодраматический метод (подробно описанный в наших ранних отчетах) с успехом используется в семейной психотерапии. Это может выражаться, например, в том, что психотерапевт предлагает членам семьи разыграть какую-нибудь ситуацию. Иногда предлагают участникам психотерапевтического процесса представить себе, будто они смотрят видеозапись одного из эпизодов своей совместной жизни, и попытаться прокомментировать его, аналогично тому, как делают спортивные комментаторы, освещая ход состязаний. Это позволяет членам семьи занять более творческую позицию и реализовать новые формы поведения.

Представление о роли предполагает, что она включает в себя определенные качества. Они привносят в психотерапевтический процесс различные ожидания и представления его участников и помогают выработать осознанную позицию относительно демонстрируемых форм поведения. Переход от обвинительной позиции к более конструктивной является одной из самых ответственных задач семейной психотерапии, и анализ ролевого поведения позволяет это сделать (Williams A.1989).

Конечно же, понятие роли тесно связано с понятием ролевой игры, поэтому психотерапевтический процесс может включать использование некоторых разновидностей последней. Техники ролевой игры являются производными метода психодрамы.

Каждый человек вырос в уникальной семейной обстановке, и, как правило, и дальше стремимся сохранить те же установки и систему ценностей, которые были усвоены в родительской семье. Если обстановка в семье была благоприятной, то у детей этой семьи будет хороший жизненный старт. Но если семейное окружение было деструктивным, то человек должен найти выход из этого повторяющегося сценария. Один из путей состоит в изучении влияния этой семейной ситуации, а также влияния на других членов семьи. Отца алкоголик или сестра, пережившая насилие и другие подобные проблемы требуют проведения психотерапии. Важно понять семейную ситуацию во всей ее полноте. Однако семейная психотерапия не исключает глубокой индивидуальной работы отдельных членов семьи.

Психодрама предлагает метод для работы с семейной ситуацией в том виде, в котором она сохранилась и живет внутри нас. Не всегда есть возможность работать непосредственно с членами родительской семьи, тем не менее, есть способы воспроизводить "внутреннюю правду" и вынести родительскую семью из памяти на психодраматическую сцену. В ходе психодрамы защитные тактики и способы решения конфликтов, развитые в детстве, чтобы облегчить жизнь в доме, который воспринимался как враждебный, всплывают на поверхность. Как только они оказываются на поверхности, становится легче их идентифицировать и таким образом прочувствовать и понять, почему они стали необходимыми.

Дети приобретают "чувство Я" разными путями. Важнейшее значение в формировании "чувства Я" ребенка имеет модель его родителей. Ощущение своей ценности - "Я уважаем и ценная личность" - играет основополагающую роль в сохранении душевного равновесия и краеугольный камень самодисциплины. Оно является непосредственным продуктом родительской любви. Это убеждение должно вырабатываться в детстве; очень трудно приобрести его во взрослой жизни. Соответственно, если дети благодаря любви своих родителей научились чувствовать свою ценность и приобрели самоуважение, превратностям взрослой жизни будет очень трудно сломить их дух.

Когда родители слишком сосредоточены на чем-то одном, например, на работе, сексе, развлечениях, или они страдают алкоголизмом, наркоманией и пр., у них не остается ни времени, ни эмоциональной энергии на что-либо другое. Дети чувствуют это и испытывают отчуждение от родителей со стороны некой силы, которую они не в силах ни увидеть, ни понять. Они приобретают опыт жизни в эмоциональном вакууме, в ощущении заброшенности и в тоже время повышенной требовательности со стороны плохо определяемой атмосферы. Они чувствуют, что их родители не полностью открыты даже для самих себя. Дети склонны интериоризировать закрытость родителей как отстранение или неудовлетворенность ими самими. В результате они стыдятся самих себя и начинают задумываться, что с ними не так. Проблема усугубляется тем, что родители, которые мало общаются с ребенком, испытывают чувство вины, а также раздражение или даже ярость в отношении своих детей из-за их постоянных требований. Эти требования напоминают родителям об их несостоятельности в этой роли и пробуждают собственную внутреннюю боль. Испытывая чувство вины, они нередко пытаются избавиться от него с помощью чрезмерного внимания. Таким образом, ребенок оказывается в растерянности. С одной стороны, он не получает достаточного внимания, когда он в нем нуждается, а с другой, - периодами получает больше внимания, чем ему требуется.

Дети чтобы создать стабильное "чувство Я" нуждаются в разумной, постоянной обратной связи в годы своего развития. Необходимо понять особенности интеллекта ребенка, чтобы осознать, почему детский опыт актуален на протяжении всей жизни. Дети думают иначе, чем взрослые. Они живут в мире "магического" мышления, где портьеры могут стать танцующими привидениями, а чучело птицы способно ожить. Подобным магическим образом ребенок может представлять своего отца алкоголика или психопата. Обстановка, в которой растет ребенок, хранится в его памяти в той форме, в которой она была усвоена. Когда среда, в которой растет ребенок, наполнена тайными чувствами, непонятной злобой, тревогой или невыраженной болью, ребенок заражается ими и интериоризирует их как свои собственные чувства. Дети не способны к абстрактному, рациональному анализу. Они видят в своих родителях репрезентации самих себя; они кажутся себе такими же, как и их родители. Если мать и отец кажутся им сильными личностями, то и дети чувствуют себя сильными. Если их родители испытывают чувство стыда, то дети превращаются в этот "стыд". Если родители ощущают себя потерянными, то детям тоже будет трудно найти свое место в жизни. Желание со стороны детей "вылечить" своих родителей - это попытка "вылечить" самих себя, поскольку на самом глубинном раннем уровне родители представляют собой единое целое с ребенком. Дети ощущают свое единство с родителями благодаря особенностям их самоидентификации и в этом смысле, они неизбежно будут воспринимать себя через призму своих родителей.

Частая недоступность родителей и отсутствие обратной связи с их стороны, а также интериоризация детьми их глубинных, нерешенных проблем препятствуют растущему ребенку в формировании "Я". Поглощенность определенными видами деятельности (общение с друзьями, алкоголизм и пр.) в некоторой степени помогает отогнать дурные чувства, и менее рискованно, чем взглянуть в глаза тому, что за ними лежит. Непосредственное обращение к чувству боли, смятения или ярости кажется опасным и пугающим. Замещающие виды деятельности предлагают альтернативные чувства, которые вначале предсказуемы и контролируемы. Однако печальный факт состоит в том, что хотя они и предлагают избавление от душевной боли, со временем они искажают реальное "Я", вытесняя его ложным "Я". Когда это ложное "Я" теряет свою основу, нет реального "Я", которое могло бы занять его место. Так, мать впадает в депрессию, когда ее дети покидают отчий дом; алкоголик, курильщик или сходят с ума, когда не могут удовлетворить свою страсть.

Контакт с душевной травмой на более низком уровне, чем лексическое мышление, позволяет клиенту оживить весь свой травматический опыт, почувствовать его в настоящем и избавиться от него.



Психодраматические техники работы с семейными проблемами


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АТОМА


"Социальный атом" - это краеугольный камень семейной терапии. На ранних стадиях терапии можно попросить клиента построить "социальный атом" его родительской семьи и использовать его в качестве референта на протяжении всего процесса работы с родительской семьей. Например, можно спросить: "С кем вам хотелось бы поговорить? Что вам нужно сказать людям, входящим в ваш атом?". Или когда человек в повседневной жизни беспокоит клиента, можно спросить "Кого этот человек представляет для вас в вашем социальном атоме?".

В ходе терапии клиент можете заняться изучением других "атомов", релевантных с точки зрения дальнейшей, взрослой жизни. Кроме того, клиент может построить любой из "социальных атомов" родителей в решающие моменты своей жизни, например, на момент своего рождения, или в другие поворотные моменты свой жизни. Можно также попросить клиента построить "социальный атом" кого-либо из родителей в начале их заболевания алкоголизмом или в значимые для них детские или юношеские годы. Клиент может создать "социальный атом" братьев или сестер в релевантные моменты своей жизни. Метод "социального атома" в той степени гибок и применим, в которой терапевт способен его использовать. Он может быть полезным орудием для изучения с разных точек зрения родительской семьи, которая была интериоризирована клиентом.

В ходе проведения работы с семьей есть возможность использовать различные психодраматические техники и игры, которые имеют дело с широким разнообразием проблем, присутствующих в любой семейной системе.



ДУХ ДОМА (семейные демоны)


Цель этой техники - выявить неосознаваемую атмосферу дома и высвободить сохранившиеся ощущения, которые были заимствованы из этой атмосферы.

Последовательность проведения техники "дух дома":

1.Провести короткую визуализацию атмосферы, характерной для родительского дома. Надо попросить членов группы расслабиться и вернуться во времена, когда они жили в родительской семье. Они должны постараться мысленно представить свои семьи как можно ярче, - в каком месте дома они находятся, как они выглядят, какая царит атмосфера и пр.

2.Выбрать в качестве протагониста того человека, который максимально "разогрет". Надо попросить его выбрать тех участников группы, которые будут исполнять роль членов семьи, домашних животных и пр., а также человека, который будет играть протагониста. Попросите протагониста указать местонахождение и положение каждого члена семьи, придавая им позы и выражение лица, которые наиболее характерны для них. Попросите "вспомогательныхЯ" замереть в этих позах.

3.Попросите протагониста пройтись вокруг "скульптур", рассматривая их и переживая те чувства, которые они вызывают. Затем предложите ему взять на себя роль "духа дома", произнося: "Я дух этого дома и...". В этот момент он может высказать все, что ему хотелось бы сказать о неосознаваемых настроениях, царивших в родительском доме. Он может встать перед любым из действующих лиц, включая самого себя, и продублировать, что происходит у того внутри.

4.Протагонист заканчивает сцену, говоря от имени "духа дома" все, что ему кажется правильным.

5.Оставьте достаточно времени для шеринга.

Вариации.

Это упражнение может служить "разогревом" перед семейной психодрамой, или выступать в качестве самостоятельного упражнения с шерингом в конце. Оно также может быть выполнено с одним протагонистом, выступающим с монологом от имени "духа дома" (психодрама вдвоем).



СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА


Цель упражнения довести до сознания непроговариваемые семейные правила и проанализировать семейные правила.

Последовательность шагов:

1.Каждый член группы должен приготовить бумагу и две ручки разного цвета.

2.В качестве разогрева скажите: "Закройте глаза и погрузитесь в воспоминания своего детства и юности, оживите чувства, связанные с вашей семьей, или мысленно нарисуйте образы дома или семьи, которые вам кажутся важными".

3.После этого попросите участников открыть глаза и скажите: "Одним цветом запишите семейные правила, которые громко декларировались в вашем доме, например, "Мы никогда не ругаемся матом", или "Мы всегда ведем себя как порядочные люди".

4.Продолжите: "Другим цветом запишите правила, которые оставались "подразумеваемыми", правила, которые молча принимались всеми в семье - никогда не произносились, но и никогда не нарушались".

5.Дайте время обсудить эти правила с доверенным лицом или с группой.

Вариации

Это упражнение может выступать в качестве "разогрева" перед психодрамой. Оно также может быть продолжено, если участники группы выделят третьим цветом правила, по которым они живут в настоящее время и активно передают их своей семье или друзьям.



ДВОЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ


Цель упражнения обнаружить несовместимые послания и ожидания, которые им передавали родители, и выявить двусмысленные послания.

Последовательность шагов:

1.Первое, выполните упражнение "Семейные правила", описанное выше.

2.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

3.Попросите участников обратиться к выполненному ими упражнению "Семейные правила".

4.Скажите: "Схематически изобразите собственную фигуру и расположите вокруг нее фигуры других людей из вашей родительской семьи - тетей, дядей, бабушек и дедушек, домашних животных - всех, кого вы считаете нужным включить".

5.Спросите: "Что ожидали от вас в семье?". И попросите участников записать правила, которые транслировались родителями, бабушками и дедушками или любым другим семейным авторитетом.

6.Продолжите: "Подчеркните правила, по которым ваши родители одновременно жили сами и ожидали их исполнения от вас".

7.Продолжите: "Теперь подчеркните правила, выполнение которых родители и другие семейные авторитеты ожидали от вас, но по которым сами не жили".

8.Позвольте участникам поделиться информацией с доверенным лицом или с группой.

Комментарии

Дисфункциональные семьи, стремящиеся создать впечатление "благополучного дома", склонны ожидать от детей то, что в их собственном поведении отсутствует; в результате дети вынуждены нести на себе груз по убеждению окружающих в том, что в семье все замечательно. Моделирование - наиболее эффективный способ формирования поведения. Поэтому дети, которые бессознательно моделируют поведение своих родителей, но от которых родители требуют иных форм поведения, испытывают стресс и чувствуют внутреннюю раздвоенность. Дети часто "отзеркаливают" родителям их собственное поведение, а затем родители бессознательно пытаются корректировать в их детях то, что они сами не в состоянии заметить или исправить в своем поведении.



БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ


Цель упражнения прояснить послания (как негативные, так и позитивные) родительской семьи, которые усваиваются на бессознательном уровне, и довести эти послания до уровня сознания, что позволит клиентам проработать их и при желании отбросить.

Последовательность шагов:

1.Раздайте участникам бумагу и ручки.

2.Попросите их схематически изобразить в виде рисунка или символа самих себя; они могут использовать и свою детскую фотографию.

3.Скажите им: "Вокруг изображения или над ним запишите все семейные послания: те, которые открыто декларировались; те, которые не произносились вслух, а также те, которые просто витали в воздухе".

4.После того, как они это сделают, скажите: "На другом листе бумаги напишите пару параграфов о том, как эти послания реализовывались вами в вашей взрослой жизни".

5.Когда они закончат, попросите: "Теперь коротко запишите, как вы реализуете эти послания на бессознательном уровне в вашей собственной жизни, или передаете их другим людям. Как они влияют на ваше восприятие других людей и на то, как другие люди воспринимают вас?".

6.Позвольте им обменяться информацией с доверенным лицом или группой.

Комментарии

Бессознательные послания, которые абсорбируются не проверенными и не отредактированными, (то есть, как единое целое), имеют огромную власть над человеком. Они в действительности представляют собой тот образ, который складывается у других людей о самих себе и о нас, и воспринимаются нами как те истины, к которым мы пришли самостоятельно. Необходимо дать время на то, чтобы понять эти послания и освободиться от них.



ПРИНИМАЕМЫЕ ЧУВСТВА


Цель упражнения понять, наличие, каких чувств отрицалось другими членами семьи, и отделить собственные чувства клиента от тех, которые они демонстрировали вовне для других людей.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить бумагу и ручку.

2.Первое, сделайте выше описанное упражнение "Бессознательные семейные послания". Неважно выполнялось ли это упражнение одним человеком или группой, проведите "разогрев" с помощью направленного воображения (медитативный разогрев) и позвольте клиенту окунуться в атмосферу своего родительского дома.

3.Попросите участников изобразить с помощью простого рисунка или символа, или просто написать имена членов семьи, включая их самих. Попросите их записать чувства, которые, как им казалось, человек переживал, но в которых не сознавался или отрицал их.

4.Ручкой другого цвета попросите их провести линию от человека, отрицающего свои чувства, ко всем людям, которые чувствовали "за него" или передавали ему чувства, а затем запишите это чувство словами в конце линии.

5.Позвольте им обменяться информацией с доверенным лицом или с группой.

Вариации

Когда авторитетные члены семьи, такие как родители, отрицают такие чувства как стыд, злость, или влечение, отказываясь открыто признаться в них самим себе или другим, тем не менее, они присутствуют в самой атмосфере дома. Другие члены семьи получают сбивающие с толку (смешенные) послания и переживают эти чувства, не осмысливая их, как свои собственные. В ситуации, когда один человек не берет на себя ответственность за свои чувства, другие люди могут переживать и брать ответственность за них как за свои собственные - один из аспектов "ко-зависимости" и "смешения". Диаграммы, которые получаются при выполнении этого упражнения, показывают, каким образом в дисфункциональных семьях ее члены становятся запутанными, а также насколько трудна задача сепарации и взросления. В дисфункциональных семьях, во-первых, трудно понять, какие чувства являются нашими собственными. Во-вторых, трудно отделить от того, что плохо локализовано. В неясной системе трудно дифференцировать само определяемое и индивидуальное.



СКРЫТЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТЕНИ


Цель упражнения вывести на свет скрытую внутрисемейную динамику и понять негативное "смешение" между членами семьи.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их схематически изобразить в виде простого рисунка или символа членов своей родительской семьи.

3.Далее рядом с каждым символом попросите их написать слова или фразы, которые описали бы "неявную тень", отбрасываемую авторитетными членами семьи. Эта "тень" представляла собой важную составную часть той атмосферы, которая царила в доме, но это влияние оставалось полностью или частично не заметным.

4.Попросите каждого участника схематически изобразить на разных листах бумаги собственное "теневое Я" и "теневое Я" членов семьи. Расположите их в том порядке, в котором они относятся к "Я", и \ или разделите их на подгруппы, которые существовали внутри семьи, как на сознательном, так и бессознательном уровнях.

5.Участники могут использовать слова или фразы, чтобы далее описать их взаимоотношения.

6.Участники могут записать свои мысли и чувства по поводу увиденного, или они могут обсудить эти диаграммы с доверенным лицом или с группой.

Вариации

Убедитесь, что каждый участник выполнил индивидуальное упражнение "Тень", прежде чем браться за это упражнение. Они могут соединить линиями членов семьи, выделить образовавшиеся группы, записать слова, описывающие динамику их взаимоотношений, или зрительные знаки, и тем самым расширить рамки данного упражнения. Все, что им помогает, будет правильным.



СЕМЕЙНЫЕ ГРУППИРОВКИ


Цель упражнения понять, на какие группы подразделялась их родительская семья, и кто с кем был связан определенным образом, а также выяснить, какое влияние оказывали эти союзы, и исследовать пути, которые позволят с ними справиться.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Используя треугольники для обозначения мужчин и кружки для обозначения женщин, попросите участников проиграть в уме различные семейные группировки.

3.Скажите: "Вначале изобразите организацию семьи, как она вам видится".

4.Когда они выполнят это задание, скажите: "Теперь выделите, как можно более мелкие внутрисемейные группировки и используйте символы, которые позволят изобразить диады и триады на том же или другом листе бумаги. Обозначьте ваши символы приемлемыми именами. Вы можете включить членов более широкой семьи или домашних животных в ваши группировки".

5.Попросите участников обменяться информацией с другим человеком или с группой о причинах такой группировки людей и их чувств в отношении друг друга.

Комментарии

Эта игра может открыть послужить началом для продуктивной дискуссии относительно вновь открытых внутрисемейных союзов, которые имели влияние на семью. Вы можете провести психодраму, которая будет иметь дело с одной из группировок.



ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ СЕМЕЙНОГО ОПЫТА


Цель упражнения понять осознанные и неосознанные соглашения, принятые в семье, а также понять, как эти соглашения продолжают или не продолжают практиковаться в семье.

Последовательность шагов:

1.Попросите каждого участника приготовить ручку и два листа бумаги.

2.Попросите участников закрыть глаза и погрузиться свое прошлое, позволяя сценам сменять одна другую.

3.Скажите: "По мере того, как эти сцены проходят в вашем воображении, делайте мысленные заметки, какие уроки вы извлекли относительно того, как функционирует ваша семья".

4.Затем скажите: "На листке бумаги коротко запишите тот урок, который может быть выведен из этой сцены. Например, "Подготовь себя ко всему, что может произойти в будущем", "Не обращай внимания на свою боль и сохраняй спокойное лицо", "Мы интеллигентные люди, мы хорошо относимся к окружающим" и пр.

5.Попросите участников написать слово "Неявные или бессознательные" наверху одного листа бумаги и "Проговариваемые или осознанные" наверху другого листа.

6.Попросите их занести не проговаривавшиеся уроки под рубрику "Неявные или бессознательные", а проговариваемые в рубрику "Проговариваемые или осознанные".

7.Попросите их просмотреть свои записи и подчеркнуть те соглашения, которым они следуют и сегодня.

8.Скажите: "На отдельном листе бумаги коротко запишите ситуации из вашей текущей жизни, в которых эти соглашения реализуются".

9.Далее существует ряд возможностей:

А. Постройте психодраму вокруг ситуации, в которой соглашение впервые было "осознано". Выберите любое соглашение, в отношении которого протагонист в достаточной степени "разогрет".

Б. Положите "соглашение" на пустой стул и разговаривайте с ним, обмениваясь ролями, или выберите кого-нибудь для исполнения роли "соглашения" и сделайте то же самое.

В. Разбейтесь на небольшие группы или пары и обсудите свои записи.

Г. Обратитесь с письмом к "соглашению", которому вы хотели бы сказать "прощай", опишите свои чувства относительно него, объясняя, почему вам надо от него избавиться.

10.Какой бы из вариантов вы ни выбрали, оставьте время для шэринга.

Комментарии

Это упражнение может также использоваться в отношении "соглашений", принятых в рабочем коллективе или семейных соглашений, которые переносятся на рабочее место.



СЕМЕЙНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ


Цель упражнения прояснить "явные" и "неявные" соглашения относительно членов семьи и превратить бессознательные соглашения в сознательные.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их разделить лист бумаги на две части. Наверху первой половины напишите "Проговариваемые", а на верху второй половины - "Не проговариваемые".

3.Скажите: "Расположите себя на бумаге там, где вам захочется, вместе с теми людьми, с которыми у вас складывались значимые для вас отношения. Используйте кружки для обозначения женщин и треугольники для обозначения мужчин. Поместите эти символы таким образом, чтобы показать отношения этих людей друг с другом, напишите их имена внутри символов; и коротко запишите "проговариваемые" и "не проговариваемые" соглашения.

5.Обсудите эти соглашения и чувства, которые сопровождают их с доверенным лицом или с группой. Попытайтесь выявить те способы, посредством которых эти соглашения работают сейчас.

Вариации

Не проговариваемые соглашения, которые имели большую власть в прошлом, могут действовать и во взрослой жизни. Например, семья может считать, что старший ребенок самый сообразительный. В результате остальные дети могут через всю жизнь пронести ощущение, что они не достаточно умны. Арена семьи, какой бы маленькой она ни была, репрезентирует для детей весь мир; таким образом, роль и характеристики, которые в неявной форме атрибутируются человеку в детстве, становятся его само-восприятием. Поэтому клиентам важно понять, какие контракты, заключенные в его детстве между членами его родительской семьи, он перенес и в свою взрослую жизнь. После выявления соглашений, которые клиентам не нравятся, возможно, они захотят записать новое соглашение вместо каждого старого. Например, соглашение "Моя сестра симпатичная, а я сообразительный" может быть переписано следующим образом: "Моя внешность меня вполне устраивает, и я уважаю мой собственный интеллект и интеллект других".



ЕСЛИ БЫ СТЕНЫ МОГЛИ ГОВОРИТЬ


Цель упражнения прояснить не проговариваемую атмосферу, царившую в родительском доме и получить доступ к не проговариваемым чувствам и занятиям.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их закрыть глаза и "войти внутрь дома", в котором вы жили в детстве. Скажите: "Позвольте образам детства всплыть на поверхность вашего сознания. Пусть ваше воображение заведет вас в любую из комнат. Позвольте любым образам или чувствам овладеть вами и постарайтесь просто погрузиться в них".

3.Скажите: "Используйте образ стены, которая может говорить. Говорите как будто вы и есть эта стена и опишите все то, что вы видите, и что происходит. Опишите это на листке бумаги".

4.Попросите участников обсудить то, что они написали, с другим доверенным лицом или с группой.

Вариации.

Это упражнение может использоваться с разными комнатами, и каждый раз оно будет иным. Оно также может использоваться для поездки в машине или жизни в другом доме. Некоторые места будут хранить счастливые и безопасные воспоминания, тогда как другие - хранят несчастные или травматические воспоминания; в равной степени важно воспроизвести их все. Если какому-либо предмету есть что сказать, он может быть указан и произнесен монолог от его имени. Это упражнение может также выступать в качестве "разогрева" перед психодрамой. Условно поместите этот предмет или стену на пустой стул, обменяйтесь с ним ролями, или выберите человека для исполнения его роли.



ОПИСАНИЕ ПОДТЕКСТОВ


Цель упражнения выразить не проговариваемые мотивы и чувства, или выразить словами молчаливую атмосферу в вашем доме, а также понять послания, которые содержались в атмосфере дома и были присвоены протагонисттом.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку карандаш и бумагу.

2.Скажите: "Закройте глаза, расслабьтесь, отрегулируйте дыхание и дайте свободу вашему воображению и памяти. Вообразите сцену, и пусть на этой сцене будет разыграна ситуация, когда вы почувствовали, осуществлявшийся на поверхности, сильно отличались от того, что эти люди переживали внутри. Это был момент, когда вы почувствовали, что "внутреннее" и "внешнее" не были синхронизированы, заставляя вас "не верить своим глазам" или почувствовать себя в изоляции".

3.Продолжите, сказав: "Посмотрите на действующих лиц на вашей сцене. Посмотрите на их лица и позы и послушайте, что они говорят".

4.Продолжите: "Посмотрите на себя в этой сцене, и позвольте себе погрузиться в те чувства, которые она порождает".

5.Продолжите: "Существует слабый голос внутри вас, который пытается что-то сказать. Прислушайтесь к этому голосу и обратите внимание на то, что он говорит. Сделайте так, чтобы этот внутренний голос стал громче".

6.Продолжите: "На листе бумаги запишите все, что говорит этот голос, неважно имеет ли это какой-либо смысл или нет. Запишите то, что вы слышите, не пытаясь отредактировать или внести коррективы. Просто зафиксируйте, что говорит голос".

7.Попросите участников провести шэринг относительно того, что они написали, с другим доверенным лицом или с группой.

Вариации

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в групповой сессии, но в любом случае затем необходимо громко прочитать написанное. Возможно, следует включить мягкую негромкую музыку или приглушить свет. Если вы структурируете это упражнение психодраматически, протагонист может прочитать полученный материал выбранному им лицу из его прошлого и представить это лицо с помощью пустого стула или монолога. Затем он может обменяться ролями и дать этому лицу возможность ответить.



СЦЕНА И ПОДТЕКСТ


Цель упражнения довести до сознания подтекст ситуации и глубже понять ту власть, которой обладают подавленные чувства в атмосфере семьи.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников закрыть глаза и позволить ситуации из их прошлого всплыть на поверхность - той ситуации, которая, согласно их ощущениям, была внутренне противоречивой или "крейзи". Речь идет о ситуации, когда их чувства не соответствовали тому, что происходило вовне. Например, когда, будучи внешне вежливыми и выражающими удовольствие на семейном ужине, внутренне они чувствовали свою отверженность, враждебность или злость.

2.Выберите протагониста и попросите его указать членов группы для исполнения каждой роли в этой сцене.

3.Затем попросите протагониста разместить людей по местам, описывая характер действующего лица одним или двумя предложениями, или демонстрируя их характер с помощью обмена ролями и принятия типичной для них позы. В процессе проигрывания этой сцены попросите протагониста поговорить с любым действующим лицом, с которым ему захочется. Далее, протагонист обменивается ролями с человеком, играющим его, и произносит не проговаривавшиеся слова подтекста, как он его видит и чувствует. Он может захотеть выступить в качестве дублера или произнести монолог и выразить словами неосознанные чувства, возникшие у него в этой ситуации.

4.Далее, протагонист может выйти из разыгрываемой ситуации и реконструировать ее по своему желанию, помещая членов своей семьи и самого себя в отношения, которые он предпочел бы тогда иметь.

5.Позвольте группе обменяться своими чувствами и мыслями с протагонистом, которые возникли у них в процессе наблюдения за сценой, а затем позвольте "дополнительному Я" обменятся ролями.

Вариации

Это упражнение может выполняться в связи разными ситуациями, в которых протагонист чувствовал, что не может открыто выразить свои мысли и чувства. Идея состоит в том, чтобы та невыраженная реальность, которая была весьма значимой, но не понятой, получила голос. В дисфункциональных семьях та реальность, которую человек видит своими глазами, и то, что он ощущает, в значительной степени отличаются друг от друга. Когда две реальности не совпадают, человеку начинает казаться, что он "сходит с ума", и он начинает сомневаться в собственном восприятии. В дисфункциональных семьях всячески подчеркивается необходимость делать вид, что все хорошо; чем слабее семья, тем шире разрыв между тем, как семья выглядит, и тем, что она реально чувствует. В этом упражнении мы "даем голос" этому разрыву и добиваемся некоторого понимания того, что происходит в смутной области чувств.



РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКЦИЯ


Цель упражнения выявить родительскую проекцию, или включенного родителя, и идентифицировать слепые пятна в интрапсихических отношениях с родителем.

Последовательность шагов:

1.Начните с короткого направленной стимуляции воображения, когда вы просите участников вчувствоваться в те характеристики родителей, которые, как им кажется, они несут в себе. Речь может идти о тех аспектах личности, которые пугают их, или заставляют страдать, или напротив аспектах, которые заставляют их чувствовать себя хорошо.

2.Попросите членов группы за две-три минуты "показать" одного из своих родителей. Все, что приходит в голову.

3.После того, как каждый, кто вызвался это сделать, "покажет" своего родителя, выделите некоторое время для обсуждения этого показа.

4.Предложите членам группы еще раз выполнить это упражнение, если они вызовутся, с тем же или другим родителем.

5.Затем попросите группу обменяться своими мыслями и чувствами, которые они вынесли из второго раунда показа. Что они пережили, выполняя это упражнение еще раз?

6.Некоторые члены группы могут выразить желание использовать это упражнение как "разогрев" к психодраме, посвященной их родителям. Для этого они могут выбрать среди членов группы исполнителей роли их родителей, или сами решат сыграть эту роль и выбрать еще кого-нибудь сыграть их самих или других людей на сцене.

Вариации

В любой момент эти маленькие эпизоды могут перерасти в более объемные сцены, при условии, что протагонист захочет пойти этим путем, и это получит одобрение группы. Это полезно для всех членов группы, поскольку мы все в той или иной степени несем личностные проекции своих родителей внутри себя. Проигрывание проекций позволяет нам взглянуть на то, что мы интериоризировали, и отнестись к ним критически или одобрительно.

Еще один вариант может состоять в том, чтобы взглянуть на жизненную ситуацию "как родитель", дабы понять то, как родители думают. Это можно сделать вербально или психодраматически с помощью интервью. Просто опишите ситуацию, разыграйте сцену или используйте иную ранее упоминавшуюся технику.



СЕМЕЙНЫЕ ПОТЕРИ


Цель упражнения прикоснуться к тому, что семья как единое целое потеряла, и идентифицировать потери таким образом, чтобы они были проработаны.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2.Отведите некоторое время для направленного воображения, так чтобы участникам удалось погрузиться: во-первых, в свою родительскую семью, и, во-вторых, в проблемы, которые они ощущают как потери.

3.Скажите: "На листке бумаги позвольте высказаться вашему внутреннему голосу, возможно голосу ребенка, сохранившемуся внутри вас. Опишите отдельным словом или фразой, что этот ребенок потерял".

4.Если вы работаете с группой, вы можете структурировать психодраму вокруг любой из этих ситуаций. Наряду с тем, что было потеряно, участники могут обсудить и то, что они хотели бы изменить в своем детстве.

5.Попросите участников обсудить с группой или с терапевтом все возникшие у них чувства.

Вариации

Если вы работаете с большой группой и не хотите проводить психодраму, вы можете разбить ее на пары или группы из трех или четырех человек и обсудить свои записи, после чего вернуться в большую группу и продолжить шэринг.

Если вы используете это упражнение в индивидуальной терапии, проиграйте все чувства со своим клиентом. Вы можете поставить пустые стулья для репрезентации действующих лиц и поговорить с ними.



ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛАНИЯ


Цель упражнения выявить то, что было хорошего в детстве человека и определить те места и людей, от которых исходило это хорошее.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите участников схематически изобразить себя в детстве любым способом, который им покажется выразительным.

3.Скажите: "Вспомните позитивные послания, которые вы услышали, или почувствовали, когда были детьми".

4.Скажите, "Запишите эти послания в любом месте на листе бумаги. Рядом с посланием напишите, от кого оно исходило, включая вас самих".

5.Наконец, "Обсудите это с доверенным лицом или с группой, или выберете исполнителя роли, чтобы произнести эти послания лицу в любой приемлемой для вас форме".

Вариации

Мы все усваиваем позитивные послания о нас - и, хотя необходимо получить доступ к негативным посланиям, в равной степени важно выявить и положительные послания, которые представляют собой часть нашего бессознательного "Я". Положительное восприятие себя самого представляет собой жизненно необходимое условие нашего хорошего самочувствия.



ЛИЧНЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТАЛАНТЫ


Цель упражнения понимание и выявление наших сильных сторон и талантов и толерантности к чувствам, которые возникают при осознании наших положительных качеств, а также взять ответственность за хорошие качества и работа над ними, а также сфокусироваться на них.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Сажите: "Мы все обладаем качествами, которые считаем положительными. Мы иногда сосредотачиваемся на негативных сторонах и забываем о своих хороших качествах, которые мы унаследовали и развили. Перечислите некоторые из этих основополагающих качеств, которые вы пронесли через свою жизнь, и которые дают вам силы для изменения и перестройки в будущем".

3.Попросите участников выбрать любого человека в их жизни, от которого они хотели бы получить письмо с положительной оценкой собственной личность, где содержалась бы благодарность за их силу и помощь, и признание их хороших качеств. Попросите их написать это письмо самим себе, как будто они были этим лицом.

4.Попросите участников обсудить это письмо с группой или доверенным лицом, или разбившись на пары. Можно попросить участников выбрать кого-нибудь в группе, кто хотел бы, чтобы письмо было прочитано ему. Протагонист может также выбрать кого-то, кто сыграл бы его самого, когда он будет читать свое письмо, исполняя роль "дополнительного Я".

5.Вернитесь в большую группу и проведите шэринг.

Вариации

Если это упражнение выполняется в индивидуальной работе, письмо может быть обсуждено и проработано с терапевтом. Вы можете также построить психодраму с пустыми стульями или "дополнительными Я", представляющими позитивные качества клиента. Вы можете попросить участников поговорить с "этим положительным качеством" и поменяться ролями с ним, выступая от имени этого качества.



СЕМЕЙНЫЕ БОГИ


Цель упражнения найти игровой способ для идентификации семейных идеалов и посмотреть, какую роль играют идеалы в жизни отдельного человека.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить бумагу или цветные ручки или карандаши.

2.Скажите: "Закройте глаза и вспомните те моменты, которые идеализировались вашей семьей: работа, популярность, мозги, успех, физическая сила, красота, власть, неизменная жертвенность, неудача и пр.".

3.Продолжите: "Сейчас, используя символы, слова или разные цвета, изобразите или опишите различных богов и божков, которым поклонялась ваша семья".

4.Продолжите: "Рядом с тем, что вы написали, попытайтесь определить, кто был хранителем каждого идеала, - чья задача состояла в том, чтобы проводить в жизнь определенный идеал или репрезентировать интересы семьи, воплощая эти характеристики. Возможно, носителем того или иного идеала служила одна личность, а возможно несколько. Запишите их имена в соответствующих местах".

5.Продолжите: "Далее, определите, как вы лично относились к каждому идеалу, какую роль он сыграл в вашей жизни?"

6.Попросите участников обсудить полученные диаграммы и свои чувства в маленькой группе или с другим лицом. Кроме того, вы можете провести психодраму, используя членов группы или пустые стулья для исполнения различных ролей.

Вариации

Семьи часто приписывают определенную функцию или роль своим членам. В деструктивных семьях подобные идентификации становятся чрезмерно фиксированными, и их члены начинают чувствовать себя носителями определенных качеств. В семье отсутствует достаточная гибкость в смене отдельных стадий и ролей естественным путем. Поскольку члены семьи пытаются сохранить ситуацию стабильной и избежать хаоса, она становится фиксированной.



ДНЕВНИК "СЕМЕЙНЫХ БОГОВ"


Цель понять, каковы были главные устремления семьи, и обменяться ролями с другими членами семьи игровым и занимательным способом.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников вначале выполнить предыдущее упражнение "Семейные боги и божки".

2.Попросите их сделать запись в "дневнике" с точки зрения каждого бога и божка. Пишите от первого лица в шутливом тоне: "Я божок красоты и я живу в мечтах Маши. Она поклоняется мне с помощью журналов, клипов, групп и пр.".

3.Участники могут обсудить эти записи парами, маленькими группами или всей группой, если захотят.

Вариации

Каждый участник может выбрать одного божка, чтобы создать его портрет. Он может представить себя группе любым способом. Протагонист может использовать пустой стул, чтобы представить себя группе от имени божка, встать перед стулом и выразить свое отношение к "данной персоне" на стуле. После этого может быть произведен обмен ролями.



ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПСИХОДРАМЫ


Цель упражнения понять своих родителей и их эмоциональные проявления, играя в их жизнь, и выявить межпоколенческие черты, которые передаются от родителей ребенку.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников поделиться своими чувствами относительно жизни своих родителей, выбрав те моменты для обсуждения, которые они считают особенно острым. Попросите их обратиться к тому, что, по их мнению, стало незаконченным делом их родителей. Далее попросите их обратить внимание на те аспекты этого "незаконченного дела", которые особенно на них повлияли, - либо потому что они несут родительскую боль, либо потому что они интериоризировали некоторые характерологические черты этого родителя. Вы можете также использовать упражнение "Родительские тени" в качестве "разогрева".

2.Попросите участников пригласить члена группы, который достаточно "разогрет" для исполнения его роли (или используйте пустой стул), когда он сам играет роль родителя. Затем выберите из членов группы исполнителей других участников разыгрываемой сцены.

3.По ходу развития родительской психодрамы просите протагониста обмениваться ролями с другими ее участниками.

4.Потагонист должен закончить сцену в любой момент, когда он почувствует, что она закончена. Вы можете предложить протагонисту, исполняющему роль одного из родителей, повести себя так, как протагонисту хотелось бы, чтобы родитель вел себя в его детстве, и выделить время для корректирующего опыта. Здесь полезным был бы обмен ролями.

5.Предоставьте достаточно большое время для шэринга.

Комментарии

Проигрывание психодрамы родителя дает возможность клиенту почувствовать, какой жизнью жили родители. Возникает много возможностей для понимания родителя, прощения и освобождения от застарелых травм. Гораздо эффективнее разыграть тень родителя на сцене, чем в жизни. Эта игра также помогает клиенту пройти стадию индивидуализации \ отделения. Тот же процесс может быть осуществлен для дедушки или бабушки, сиблинга или кого-то еще, кто оказал значительное влияние на жизнь клиента.



ИСТОРИЯ ЛИЧНОГО ИМЕНИ


Цель упражнения узнать человека с помощью истории его имени и обменяться полученной информацией.

Последовательность шагов:

1.Предложите членам группы представиться, отталкиваясь от собственного имени и обмениваясь информацией о нем. Они могут рассказать: как оно было выбрано; его этническое происхождение; меняли ли они его, или имели прозвища; любят ли они его; как им хотелось бы, чтобы его произносили и пр.

2.Лидер группы или ее члены могут задать пару соответствующих вопросов, чтобы углубить упражнение.

3.Выделить время для каждого человека, кто хотел бы исследовать свое имя.

Вариации

Это упражнение дает большой материал касательно личности человека, потому что так много информации, истории и чувств могут быть связаны с именем. Это хороший "разогрев", который ведет к глубокой психодраматической работе со всем тем, что всплывет в ходе упражнения. Участники могут выбрать кого-то для исполнения роли себя самих, используя детские прозвища, имя, которое они не любили, и пр.



ИСТОРИЯ НАПИСАННОГО ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА


Цель упражнения понять человека через историю его имени и обсудить личностно окрашенную информацию с группой и "разогреть" ее.

Последовательность шагов:

1.Используйте большую школьную доску.

2.Предложите участникам подходить один за другим к доске и записывать свои имена. Они должны писать свое имя различным образом, в короткой и длинной форме, различными стилями, которыми они пользовались на протяжении жизни, и включить изменения имени. В результате, у каждого из них будет несколько версий написания своего имени с периода детства и до настоящего времени. Они могут обменяться своими воспоминаниями и чувствами, когда они записывают каждое из этих имен.

3.В качестве группового лидера задавайте участникам вопросы, или позвольте группе задавать вопросы, которые кажутся им релевантными или приемлемыми для более глубокого понимания личности каждого участника.

4.Поблагодарите участников и попросите их сесть.

5.Обсудите всей группой то, что обнаружилось в ходе выполнения этого упражнения.

Вариации

Имена неизбежно претерпевают множество изменений, и эти изменения проявятся в этом упражнении. Удивительно, насколько провокационным может быть это упражнение.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите участников закрыть глаза и обратиться к своим фантазиям об идеальном ребенке, посмотреть на него со всех сторон, понюхать его, потрогать его и послушать звуки, которые он издает.

3.Попросите участников детально описать и \ или нарисовать этого фантастического ребенка, и коротко в вербальной форме описать его личность, кем и чем ребенок может стать в будущем.

4.Попросите участников коротко описать то, чем они хотели бы заниматься вместе с этим идеальным ребенком.

5.Далее, с одним или двумя людьми, или со всей группой детально обсудить идеального ребенка, как будто он существует в реальности, описывая его внешность, особенности характера, совместные занятия, а также обсудить, что он значит для них.

6.Проведите психодраму с "идеальным ребенком", используйте пустой стул или пусть кто-нибудь сыграет его роль.

7.В каждой роли может использоваться техника интервью. Перед тем, как сессия закончится, выделите время для шэринга.

Комментарии

Некоторые родители обладают большим количеством идеалов, которые, как им хотелось бы, их ребенок должен воплотить. Это мешает им увидеть и принять ребенка таким, каков он есть. Психодрама помогает идентифицировать и избавиться от этого идеального ребенка, что позволит родителям заняться налаживанием отношений с их собственным ребенком. Люди, которые пока не имеют ребенка, получают возможность поработать со своими фантазиями. Людям, которые потеряли ребенка, или не могут его иметь, психодрама помогает осмыслить свои переживания. В ходе психодрамы вы можете спросить, как зовут этого идеального ребенка, какой и т.д. Это помогает участникам группы понять, что не стоит заставлять реальных детей, супругов или других заполнять пустое пространство.

Это упражнение может проводиться с детьми на любой стадии развития. От детства до взрослости. Оно может проводиться также в условиях обмена ролями. Клиент играет одного или обоих родителей, создает идеального ребенка, которого, как ему кажется, его родитель или родители хотели бы иметь, и выбирает кого-то на роль этого ребенка, или исполняет роль ребенка сама.



ПСИХОДРАМА СИБЛИНГОВ


Цель упражнения позволить людям иметь фантастического сиблинга, которого они хотели бы иметь, а также позволить людям избавиться от воображаемого сиблинга и принять реального со всеми его недостатками.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите участников закрыть глаза и представить сиблинга, которого они хотели бы иметь.

3.Попросите участников нарисовать, или описать этих сиблингов как можно детальнее. Они моложе, или старше? Как они выглядят? Какими особенностями личности они обладают? В чем они преуспевают? Что другие люди думают о них?

4.Попросите участников описать с помощью коротких фраз отношения между ними самими и этими сиблингами, разговоры, которые они ведут, а также что они любят делать вместе. Попросите участников рассказать, что сиблинги значат для них в контексте семьи.

5.В этом месте дайте время для шэринга относительно написанного материала с доверенным лицом или группой, или проведите психодраму, помещая сиблинга на пустой стул или попросив кого-нибудь сыграть его роль. Помогите клиентам как можно полнее объясниться с сиблингами на темы, которые они выберут, обменяться ролями и высказаться от имени сиблингов.

6.В индивидуальной терапии позвольте клиенту выразить свои чувства относительно проведенной драмы и рассказать, что она значит для него. Вы можете проанализировать ассоциации вместе, если захотите.

7.В группе позвольте членам обсудить, что им открылось в результате наблюдения за драмой, и позволить "дополнительному Я" обменяться ролями.

Комментарии

Дети часто хотят иметь более совместимых сиблингов. Они могут выразить это желание либо, отрицая своих собственных сиблингов, либо, будучи родителями, подтолкнуть собственных детей к выполнению неосуществленной роли сиблингов. Возможность выразить бессознательное желание и непосредственно обратиться к нему само по себе устраняет его, или меняет отношение к нему. В таком случае клиенты получают возможность увидеть, что они способны выбрать суррогатного сиблинга в своей жизни. Это также позволит построить более удовлетворительные отношения с сиблингами. Основное внимание, как правило, уделяется взаимоотношениям с родителями, тогда как отношения между сиблингами остаются нерассмотренными.

В дисфункциональных семьях, где дети выступают в роли родителей, отношения с сиблингами могут быть чрезвычайно важными. Это упражнение позволяет "разогреть" участников для проведения других психодрам, связанных с сиблингами. В этих случаях могут быть структурированы виньетки, в которых протагонисты получают возможность поговорить с сиблингами.

Упражнение "Проведение родительской психодрамы" может быть адаптировано к "Проведению психодрамы с сиблингами". Можно провести психодраму, виньетку или просто взять роль сиблинга. Проинструктируйте участников, чтобы они почувствовали сиблинга изнутри, приняли их позу и установки. Затем попросите их говорить за них в форме монолога, интервью или диалога с другими членами группы. Иногда легче войти в роль значимой личности, чем развернуть драму. Это может оказаться менее угрожающим и позволит легче войти в их психическое пространство, чем более формальная организация. В конце сессии оставьте много времени для осуществления шеринга.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Психодраматические технологии в работе с семьей. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t356.html]

Вернуться в Семейная психотерапия



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0