Равель Г. Понятийные моменты в психодраме

Хорошие статьи о теории психодрамы

Сообщение Тимур 12 фев 2009, 23:27

Психодрама как научный и терапевтический метод старше групповой психотерапии.
Она не является формой групповой психотерапии. Она скорее другой путь к себе.
Морено (Frede, 1992, S.10)

Цель этой статьи состоит в том, чтобы в сжатом виде обобщить важные понятийные моменты психодрамы из литературы. Целью является также подтолкнуть читателя к тому, чтобы он ближе разобрался с основополагающей и последующей литературой.

1. Ключевое слово «психодрама»


В сегодняшнем и общем понимании психодрама считается признанной формой групповой психотерапии, при которой работа ведется с сосредоточением внимания как на протагонисте, так и на теме. Психодраматическую индивидуальную работу называют монодрамой.

Возникли разнообразные формы психодрамы, что стало следствием ее применения в различных сферах: терапия, психиатрия, педагогика, обучение взрослых, работа с детьми и подростками, наркоманами, неизлечимо больными, умирающими, инфицированными и больными СПИДом, менеджмент управления, религиозно-духовная работа и т.д. (например: Bosselmann, 1993; Frede, 1992). Формы и комбинирование с другими психоаналитическими, психотерапевтическими и прочими направлениями, методами и техниками являются выражением креативного подхода.

В общем психодрама определяется как приподнимание ситуации, «в которой начиная с таких универсальных понятий, как время, пространство, реальность и космос, и вплоть до подробностей повседневной жизни, могут быть интегрированы все модальности жизни» (Schneider-Duker, 1985, S.35). Сам Морено описывает психодраму как научный метод исследования человеческой реальности. «Речь идет о межличностных отношениях и персональных мирах» (Moreno, 1989, S.45).

Существенной в психодраме является ролевая теория и концепция встречи (Leutz, 1986, S.70). «Понятие «встреча» означает совместное пребывание, встречу, соприкосновение двух тел, видение и наблюдение, дотрагивание, вчувствование, деление и любовь, понимание друг друга, интуитивное узнавание через молчание или движение, речь или жесты, поцелуй или обнимание, слияние в одно целое» (Moreno, 1973, S.54). Встреча является основополагающим понятием «бытия человека» (Frede, 1992, SAO).

Ролевая игра имеет при этом решающие функции. «Ролевая игра служит ...ролевой интеграции. Включить новую роль в жизнь человека часто бывает очень непросто... Ролевые игры могут облегчить в этих случаях ролевую интеграцию, сделать ее возможной зачастую еще до наступления обусловленных ролевым конфликтом сложностей и служат, следовательно, психогигиене» (Leutz, 1986, S.114f).

Поэтому психодрама доступна также людям, имеющим низкую рефлексионную способность. «Итак, сценическая игра достигает также людей, с которыми на основе их Я-слабости, рациональной защиты или низкого уровня их интеллекта психоаналитическую работу можно вести лишь с большими трудностями» (Petzold, 1978, S.10).

2. Понятие «теле» («двойной контакт»)


«Морено вместо передачи принципиально верил во встречу как принцип исцеления... Ударение делается на отношении вместо слов, на физическом вместо вербально привнесенном катарсисе» (Фокс в Moreno, 1989, S.18).

Теле — это способность воспринимать других так, как они сами себя воспринимают. С другой стороны, восприниматься так, как лицо воспринимает себя само. Теле структурировано иначе, чем проекция и передача. Проекция приписывает лицам свойства, которыми они не обладают. «Теле, следовательно, является не односторонним процессом, а настоящей встречей. Оно находится во взаимосвязи с нашей ежедневной жизнью и является способностью гибко обращаться с миром вокруг нас» (Бломквист в Vorweg, 1991, S.126). Поэтому теле тесно связано с понятием идентичности. О передаче как модусе отношений Лейтц говорит:

«Если человек через передачу вступает в отношения с кем-то другим, то этот другой имеет значение не как личность, которой он является, а в основном как носитель подсознательных представлений желаний и воспоминаний» (Leutz, 1986, S.18). Теле — это измеряемый и социальный процесс в социальном атоме. Таким образом, он становится основой отношений, «основывающихся на чувстве и познании реальной ситуации других лиц» (Zeintlinger, 1981, S.213).

3. Универсальные понятия «время», «пространство», «реальность» и «космос»


Время


Человек может переживать состояние, связанное с одним из измерений времени (прошлое, настоящее, будущее). «Поэтому во время лечения они как психологические аспекты времени должны становиться живыми. Прошлое и будущее становятся в психодраматическом событии настоящим» (Schneider-Duker, 1985, S.36). Это — терапевтический принцип «здесь и сейчас». Сценическое представление жизненных событий в «сейчас» может лишить прошлое и будущее, как утверждает Лейтц, их «фантазматического характера» (Leutz, 1986, S.74). Поэтому в терапевтическом процессе следует учитывать эти измерения.

«Этот феномен находится в противоречии с нашим обычным восприятием времени... Способность или неспособность интегрировать эмоциональное переживание во времени можно рассматривать как мерило душевного здоровья или болезни» (Leutz, 1986, S.74). Морено говорит о времени не «как о философском, мистическом или феноменологическом понятии» (Moreno, 1989, S.31), а как о терапевтическом понятии.

Пространство


В классическом понимании психодрамы место действия может быть везде, в том числе на улице, в комнате, автомобиле, на поле боя и т.д. Морено критиковал те формы психотерапии, которые мало внимания уделяли пространству. Он подчеркивал его значение как важной части терапевтического процесса.

«Идея психотерапии пространства была впервые реализована через психодраму, которая ориентирована на действие и пытается интегрировать в себя всеобъемлющим образом все измерения жизни... Когда клиент входит в терапевтический кабинет, мы начинаем настаивать на описании, размежевании и актуализации пространства, в котором должна быть представлена последующая сцена — его горизонтальные и вертикальные размеры, предметы внутри, расстояние между ними и положение их по отношению друг к другу » (Moreno, 1989, S.34f).

Существенным является то, что протагонист не только описывает сцену, но и в воображении «оборудует» и представляет себе пространство, поскольку всякая сцена не разыгрывается «в вакууме, а пребывает в соответствующем вымышленном пространстве, «психологическом и социологическом пространстве» протагониста» (Leutz, 1986, S.75).

Реальность


Морено различает «интрареальность» (как реальность терапевтического события), «актуальную реальность» и «сверхреальность» («как уровень невидимого измерения интра- и экстрапсихической «июни» (Нааn, 1992, S.64). Если это переживание ограничено, то имеет место редукция реальности, которую при лечении необходимо симулировать. «В жизненной реальности имеются, кроме того, потенциалы, которые не исчерпываются, так называемый избыток реальности (сверхреальность). С помощью таких техник, как, например, обмен ролями, смена ролей или двойник, этот избыток реальности в терапевтической ситуации делают видимым. Иными словами, производится конкретизация дополнительных аспектов реальности » (Schneider-Duker, 1985, S.36).

Часть концепции состоит в том, чтобы воспринимать непереработанные чувства, невысказанные и отягощающие мысли, т.е. внутреннюю психическую реальность. Они репрезентируют «неуловимые, невидимые измерения интра- и экстрапсихической жизни», те, которые я назвал сверхреальностью (surplus-reality) (Moreno, 1989, S.36). «Цель психодраматической терапии состоит в разгадке этих накопившихся чувств и мыслей и их реализации. Одними лишь взглядами и словами это невозможно. Поэтому Морено стремиться к терапии в реальности, in situ, т.е. на месте конфликта или в области данных реальных возможностей и препятствий» (Leutz, 1986, S.77).

Сверхреальность относится ко всем уровням представленного, узнанного и воспринятого. Реально не происшедшее может быть преобразовано в сцену и стать таким образом познаваемым. «Нафантазированные, выдуманные, придуманные или нагаллюцинированные события, обозначаемые в повседневном общении как «нереальные», получают через свое психодраматическое представление больше реальности, т.е. на психодраматической сцене, например, происходит событие, которое до сих пор было лишь нафантазировано протагонистом и никогда не проверялось им в реальности, возможно потому, что он опасался того, что его могут посчитать ненормальным (что может быть реальным или ирреальным опасением), или потому, что он до сих пор боялся подвергнуть свои фантазии проверке на реальность другими людьми» (Zeintlinger, 1981, S.302).

А этот процесс реализации на сцене событий из прошлого и будущего Морено называет воплощением. Обмен ролями Морено описывает как одну из важнейших техник для раскрытия сверхреальности (Moreno, 1989, S.37).

Космос


Человек как космическое существо принимает постоянное участие в развитии и в креативности космоса. Эта креативность отражается в мифах, ритуалах и т.п., т.е. в культурных консервах. Они являются «продуктами» человеческих попыток понимания мира. Их содержимое должно давать ответ на вопросы о смысле и ориентировании. «С этой целью человек в прошлом придумал религии, мифы и всякие небылицы. Он поставил себя в рамки строгой регламентации, чтобы достичь гармонии с законами Вселенной, как он их воспринимал... » (Moreno, 1989, S.40).

«Психодраматическая» ситуация должна позволить человеку в форме творческой акции осуществить свои потребности и фантазии. «В психодраматическом космосе человек может ...воплощать любой вид фактического или представленного существа и при этом не в форме регрессии, а в виде креативного участия (Moreno, 1989, S.42). Человек может инкорпорировать другого человека, другой пол, другой возраст, общественные и персональные ценности, зверей, вещи, концепции, Бога и черта, видения, галлюцинации, содержания своих персональных откровений и т.д. Воплощение не зависит от его анатомических, психологических и физиологических пределов и возможностей».

4. Понятие «акциональный голод»


«Первично существующий акциональный голод индивидуума постоянно ищет ситуации, предлагающие ему возможности выражения» (Морено в Leutz, 1986, S.79). Акциональный голод в работах Морено изображается «как частичная манифестация космической спонтанности, так и как движущая сила индивидуума. Он не является постоянной величиной, а находится под влиянием различных факторов» (Leutz, 1986, S.79). Степень акционального голода определяется наследственностью и здоровьем, «которые влияют на акциональную радость индивидуума» (Leutz, 1986, S.79). Далее — межличностными отношениями, «которые имеют психически возбуждающее или сковывающее действие» (Leutz, 1986, S.79) и внешними условиями. Внешние условия, такие «как социальное и экономическое положение человека...» (Leutz, 1986, S.79) могут оказывать стимулирующее и тормозящее влияние. Другим фактором является внутренняя безопасность «в понимании подсознательного чувства защищенности, которое зависит от биологического равновесия между индивидуумом и его окружением или его (инстинктивным) закреплением в космосе. Она может снижаться до отчуждения, но через преодоление отчуждения посредством сознательной интеграции во всеохватные космические взаимосвязи может также и возрастать» (Leutz, 1986, S.79).
Дальнейшими факторами являются окружение, с которым имеет дело человек, возможности, предлагаемые окружением отдельному человеку, и препятствия, которые могут возникать у человека на его пути (Leutz, 1986, S.81).

Акциональный голод является предпосылкой для нормального ролевого развития. Если акциональный голод преувеличен или редуцирован, то ролевое развитие не происходит. Следствием является невротическое поведение. Человек, конструктивно разбирающийся со своим окружением, разнообразными возможностями и сложившимися препятствиями, «т.е. который воспринимает и исполняет роли...» (Leutz, 1986, S.81), не только реализуется сам, но и участвует «в процессе развития мира» (Leutz, 1986, S.81). Юнг о цели терапии говорит так: «Действие, на которое я направлен, является выделением душевного состояния, в котором мой пациент начинает экспериментировать со своей сущностью, где ничто больше не является навсегда данным и безнадежно окаменевшим,состояния бесперебойности, изменений и становления» (Юнг в Нааn, 1992, S.35).

5. Понятие «спонтанность», «креативность» и «консерв»


Спонтанность и креативность


Для Морено креативность является «теологической, социальной, а также биологической ценностью» (Нааn, 1992, S.58). Часто негативно окрашенной спонтанности он противопоставляет положительно понимаемую спонтанность. Она может проявляться в четырех различных видах: «1. Спонтанность, проявляющаяся в активировании культурных консервов и социальных стереотипов. 2. Спонтанность, проявляющаяся в сотворении новых организмов, новых художественных форм и структур окружающей среды. 3. Спонтанность, проявляющаяся в формирование свободного выражения личности. 4. Спонтанность, проявляющаяся в адекватной реакции на новую ситуацию» (Нааn, 1992, S.57).

Если спонтанность является процессом мгновения, то креативность может иметь и продолжительный характер. Она выражается в культурных консервах (например, театральные пьесы, книги, языки, жесты, манифестации, ролевые поведения и т.д.). С помощью спонтанности консервы могут быть снова активированы. Возникает «ротационный процесс» (Нааn, 1992, S.63), когда совершенно естественно будет иметь сопротивление изменениям.

Консерв


«Культурный консерв представляет собой завершенный продукт креативного духовного процесса» (Морено в Leutz, 1986, S.53). Морено говорит о пяти различных классах культурных консервов:
1. Технологические консервы (технические изобретения).
2. Художественно-культурные консервы (картины, стихи).
3. Общекультурные консервы (буквы, цифры).
4. Поведенческие консервы (церемонии, социальные роли).
5. Материальные консервы (здания, книги) (Нааn, 1992, S.60).

Консервы имеют различные смысл и цель. Они служат в качестве защиты в угрожающих ситуациях для сохранения человеческих достижений «и для дальнейшего развития креативного человеческого эго» (Наап, 1992, S.60).

Двигателем изменения консервов являются спонтанность и креативность человека. В этом смысле Хаан пишет: «Дарвиновскому «выживанию наиболее приспособленного» он противопоставляет «выживание творческого человека»... поскольку «будущее культуры S.61).

Опасность культурного застоя возникает, впрочем, там, где культура «слишком сильно полагается на консервы. Если люди в жизни не пользуются своей спонтанностью и творческой силой..., то может случаться такое, что они попадают в зависимость от консервов, как инвалид — от костылей, и начинают в своем поведении напоминать роботов. Этот риск в современных технократических обществах кажется наиболее высоким» (Yablonsky, 1992, S.220). Морено постоянно подчеркивает важность креативных процессов как некоего «вида культурного «рисайклинга», в котором участвует продукт человеческой креативности — «культурный консерв» (Leutz, 1986, S.58).

6. Заключение


Психодрама ориентирована на переживания, «прочувствовать» ее с помощью литературы можно лишь очень незначительно. Установить отношения с «магией» психодрамы можно только через действие, дело, акцию. Магию не следует понимать здесь как «волшебство», «колдовство» или «фокусы-покусы». В шаманском понимании магия объясняется как конструктивное изменение и расширение человеческого сознания, которое способно разбираться со всеми аспектами жизни.

Литература


  • Bosselmann R (1993) Variationen des Psychodramas. Ein Praxishandbuch — nicht nur fur. Psychodramatiker. Limmer, Meezen (сборник работ различных авторов).
  • Frede U (1992) Behandlung unheilbar Erkrankter. Psychodramatherapie in Theorie und Praxis. Psychologie, Weinheim.
  • Наап A (1992) Kreatives Erleben im Psychodrama. Zum Kreativitatskonzept in der Psychotherapie. Deutscher Universitats-verlag, Wiesbaden.
  • Leutz G (1986) Psychodrama. Theorie und Praxis. Das klassische Psychodrama nach J. L. Moreno, Band 1. Springer, Berlin Heidelberg New York Tokyo.
  • Moreno J L (1973) Gruppenpsychotherapie und Psychodrama. Einleitung in Theorie und Praxis. Thieme, Stuttgart.
  • Moreno J L (1989) Psychodrama und Soziometrie. In: Fox J (Hrsg) Essentielle Schriften, Edition Humanistische Psychologie. (Работы написаны между 1934-м и 1973 гг.)
  • Petzold Н (1978) Angewandtes Psychodrama in Therapie, Padagogik und Theater. Innovative Psychotherapie und Humanwissenschaften, Band 2. Junfernmann, Paderborn.
  • Schneider-Diiker M (1985) Grappenpsychitherapie. Methoden, Probleme, Erfolge. ETB Econ, Dflsseldorf.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 120
Репутация пользователя: 18




Сообщение Жанна Лурье 13 фев 2009, 07:43

тимур, спасибо за этот кусочек? а откуда он?
Аватара пользователя
Жанна Лурье
Сообщения: 161
Репутация пользователя: 13

Сообщение Тимур 13 фев 2009, 17:34

Этот кусочек взят из книги "Монодрама: Исцеляющая встреча; От психодрамы к индивидуальной терапии", авторы Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 120
Репутация пользователя: 18


Строка для библиографии: Равель Г. Понятийные моменты в психодраме. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t335.html]

Вернуться в Статьи о теории психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0