Источник: http://psynavigator.ru/articles.php?code=336
Заметка для Психологического навигатора. Актуальная тема: Страх
Страх – это повседневный персонаж нашей жизни. Он сигнализирует нам об опасности. Страх делает нас осторожными, помогает нам выжить. Но это касается того страха, который основан на реалистичной оценке конкретных ситуаций и обстоятельств. Но есть и другой страх - страх, «у которого глаза велики». Страх, который заставляет нас видеть то, чего нет. Это страх воображаемых опасностей. Этот нереалистичный страх способен ходить за нами по пятам всегда и везде. Такой страх заставляет нас совершать поступки, которые на самом деле приносят нам вред или не дает делать то, что важно и нужно нашей душе, он порой так ограничивает и обедняет нашу жизнь, что делает нас несчастными.
Мы стараемся от него избавиться, считаем его своим врагом, пытаемся подавить волевым усилием. Но это, как правило, не удается. От такого страха не нужно отворачиваться, напротив, на него нужно направить пристальное внимание, в нем нужно разобраться. На самом деле, даже такой страх – это хороший защитник и помощник. Несмотря на не соответствие актуальной реальности у подобного страха все же есть объективные причины. И эти причины лежат в нашем прошлом. Он сложился как неизбежная реакция на определенные психологически невыносимые травмирующие обстоятельства. И на самом деле он сигнализирует пусть не о сегодняшней ситуации, но все же об объективном состоянии нашего собственного внутреннего мира, о необходимости позаботиться о наведении в нем порядка, о приведении нашего внутреннего мира в соответствие с нашими сегодняшними задачами и возможностями.
Если вступить со своим конкретным страхом в диалог, можно понять, о чем он на самом деле нам пытается рассказать, выяснить, как он возник, откуда именно этот страх родом.
Что это? Может быть, это пугающий родительский голос-предупреждение («не лезь - обожжешься»), который когда-то поселился в голове с целью ограничить самостоятельность ребёнка, чтобы обеспечить большую безопасность и спокойствие родителей? Ведь когда ребёнок никуда не лезет, мама меньше тревожится. Конечно, всего боящийся ребёнок становится удобным для родителей, но сам он при этом становится забитым, теряет креативность, умение радоваться жизни, не может свободно играть, нормально развиваться.
Другая причина – пережитая травма, связанная с конкретной ситуацией. Ребёнок чего-то испугался. Например, ребёнок услышал, как родители ругаются, и в его душе поселяется страх, что он может потерять семью, без которой он не может представить стабильности и безопасности. Из-под него «уходит земля». И вот это ощущение, что завтра произойдёт катастрофа, разрушится весь его мир, может жить в этом человеке всю его жизнь.
Или ребёнок столкнулся с какими-то внутренними процессами, которых он не понимает, он чувствует что-то такое, с чем не может справиться. Например, страшные сны у маленького ребёнка 3-6 лет. Все маленькие дети видят страшные сны. Если бы родители успокоили, сказали, что это нормально, что все пройдёт.… К сожалению, родители часто игнорируют или даже высмеивают такие страхи, требуют невозможного - «перестань бояться, или ты трус». И страх остается жить в человеке очень надолго вместе с осуждением себя за него, с ощущением своей недостойности.
Человеку трудно, порой невозможно самому выяснить, откуда пришел его нереалистический страх, тем более освободиться от него. Тогда на помощь приходит психотерапия.
Психодрама - один из методов психотерапевтической помощи - достаточно эффективно справляется со страхами и фобиями.
Мне вспоминается работа с клиентом, чей страх летать на самолете, серьезно мешал его бизнесу. Психодраматическое исследование этого страха помогло человеку, понять, когда и как он возник. Выяснилось, что его страх летать поселился в нем, когда он был ребёнком 6 лет и он впервые полетел на самолёте. В данном случае в процессе психодраматического исследования страха человек смог вспомнить и осознать, что именно произошло с ним, когда он летел на самолёте. В самолете его вырвало. С ним летел родственник, который его за это отругал и осудил. Таким образом, полет на самолете у этого человека в его конкретном пережитом опыте был прочно связан с позором и стыдом. И страх полета оказался на самом деле страхом перед осуждением и отвержением значимого взрослого. Мы проиграли, а потом и переиграли эту ситуацию. Мы представили в действии, что могло бы произойти, если бы тогда, в детстве, вмешался бы другой, «мудрый взрослый», который бы поддержал этого ребенка, а родственнику объяснил бы, что ребенок ни в чем не виноват.
Психодрама замечательна тем, что дает человеку возможность осознать причины своих глубинных переживаний и начать работать с ними, изменяя прошлое, настоящее и, как следствие, будущее.