[Москва] Марша Карп. 2008 г.

Если вы участвовали в чем-то, напишите пару строк о ваших впечатлениях тут

Сообщение Павел Корниенко 22 ноя 2008, 15:15


Марша Карп

12, 13, 14 декабря 2008 в Москве прошел психодраматический семинар Марши Карп.


Марша Карп (Marcia Karp) – любимая ученица Я. Морено, живая легенда современной психодрамы. Её называют «королевой британской психодрамы», она автор многих публикаций, переведённых и на русский язык. Ярко выраженный стиль в ведении психодраматической группы даст возможность участникам внести свежую струю в профессиональную и личную жизнь, стать более свободным, понимающим и креативным.
Училась у Дж. Л. Морено и его жены Зерки, работала под их руководством в Институте психодрамы в Нью-Йорке. Впоследствии практиковала в лечебных и исправительных учреждениях, а также университетах Америки и Канады. Благодаря ее усилиям классическая психодрама получила признание в Великобритании. В 1974 г. М. Карп основала Холвеллский центр психодрамы, где по сей день проходят подготовку психодраматисты из многих стран Европы.

Организатор семинара - Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП).

Тема о семинаре в 2007 году: [Москва] Марша Карп. 2007 г.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Сообщение Павел Корниенко 13 дек 2008, 00:34

Первый день семинара. Говорят, что все свои семинары в Москве Марша начинает с рассказа о том, как она познакомилась с Морено. Сегодня, как и год назад, ее семинар начался с разыгрывания этой истории, но по сравнению с прошлым годом, история дополнилась новыми красками.

Общие впечатления о семинаре мне еще рано собирать - еще два дня впереди. В первый день для меня самыми яркими впечатлениями стали следующие вещи:
  1. Удивительная аутентичность Марши, ее спокойствие, уверенность, спонтанность-неожиданность как директора. Делает то, что хочет... но очень хорошо, аккуратно, внимательно, терапевтично, открыто и человечно это делает. ))
  2. Ее работа со всей группой одновременно. Когда она неожиданно включает группу в драму, предлагает дублировать или делиться своими чувствами. Или когда она делает мини-кусочки с участниками группы, сказав протагонисту "сейчас, минуточку", и проявляет заботу о тех людях, у которых появились сильные чувства во время драмы. Или делает мини-кусочки с теми, кто вышел дублировать во время драмы. И получается какая-то особая, высокая степень включенности всей группы в психодраматический процесс.
И еще. Такое чувство, что все, что происходит в группе, она собирает в некоторую общую мозаику - она берет в работу все.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Павел Корниенко 13 дек 2008, 23:35

Второй день семинара. Описывать свои впечатления сейчас сил у меня нет, но одно я напишу. Марша сказала одну вещь, которая многое для меня прояснила. Думаю, эта фраза была важной для многих. Пишу так, как я ее понял и запомнил:

Марша Карп: "Я верю, что протагонисту сначала нужно сделать такую драму, какую он хочет, чтобы в другой раз он сделал такую драму, какая ему нужна."
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Труфанова Екатерина 16 дек 2008, 18:24

Павел Корниенко писал(а):Марша Карп: "Я верю, что протагонисту нужно сделать такую драму какую он хочет, чтобы в другой раз он сделал такую драму, какая ему нужна."
Хорошая фраза. К сожалению, я еще так не могу, но есть к чему стремиться. Спасибо, что поделился!!
Аватара пользователя
Труфанова Екатерина
Сообщения: 158
Репутация пользователя: 2

Сообщение Павел Корниенко 26 дек 2008, 12:14

Воспоминания о третьем дне. В последний день Марша рассказала о варианте работы в психодраме с сильными травматическими событиями прошлого. Основные идеи были следующие:
  • Травматическое событие разыгрывается в психодраме очень медленно и аккуратно. Она предположила, что такое разыгрывание дает протагонисту ощущение, что он может управлять ситуацией, которая в прошлом была неуправляема. А психодрама на то и психодрама, что в ней процессом по определению руководит протагонист.
  • Травматическое событие разыгрывается с максимальным количеством конкретных деталей. Марша сослалась на исследование каких-то норвежцев, в котором было показано, что это способствует более полной "проработке" травмы.
  • Если есть необходимость в повышенной бережности к протагонисту, то он может сам не входить в травмирующие сцены, а смотреть на них со стороны.

А после рассказа Марша сделала хорошую работу, в которой проявились эти идеи, в которой через привлечение ресурсных ролей было переиграно событие по другому сценарию.

Наболее интересна мне первая идея. Я бы ее объяснил такими словами: если протагонист проживает травматическое событие в психодраме, и при этом чувствует себя более целостным, защищенным, подготовленным к событию, - то естественным результатом для него будет снижения страха перед этим событием, увеличение веры в себя и свою силу, и т.д. И я сейчас неожиданно вспомнил, что у меня есть выписанная цитата на эту тему:

В одной из своих последних работ Фрейд также отмечал, что при наличии посттравматических болезненных переживаний человек обычно стремится так организовать свою деятельность, чтобы ему “случалось” проходить через жизненные ситуации, воспроизводящие первичное травматическое событие. Пострадавший поступает таким образом, имея бессознательное желание обрести или усилить чувство контроля над ситуацией, в которой он однажды получил болезненную психическую травму, вступил в конфликт или потерпел неудачу. По словам Алисы Миллер (Miller, 1986), повторение - это единственный язык, на котором ребенок, вынужденный оставаться немым, может попытаться как-то сказать о том, что с ним происходит.
[Из статьи: Энн Баннистер. Научиться жить сначала. (Холмс П., Карп М. - Психодрама. Вдохновение и техника)]

Наверно, в статье об этом и было написано, но идею про переигрывание, и как тут может помочь психодрама, я оттуда не уловил. Может быть стоит перечитать...
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Павел Корниенко 27 дек 2008, 23:42

Немного фотографий на память и для истории ))











Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Павел Корниенко 20 фев 2009, 00:05

Я вспоминал семинар Марши, и вспомнил несколько интересных мне вещей.

На семинаре Марша поделилась интересными размышлениями про болезнь. Она сказала, что "иногда, когда человек долго не болел и в результате терапии, начал болеть - это может быть хорошо". Она объяснила это так: "то что человек пускает в себя болезнь, может быть показателем того, что человек пускает в себя чувства", а это хорошо для выздоровления, хоть может быть и некомфортно.

Я еще Марша рассказывала, что когда она училась психодраме у Зерки, Зерка иногда приходила на в учебную группу и говорила кому-то из студентов: "ты будешь моим директором", и делала свою работу. И Марша поделилась тем, что этот опыт был очень ценен для нее в обучении. И для меня, это какая-то совершенно особая история, она несет в себе и модель открытости директора, и удивительно сильный пример доверия группе и веры в возможности психодрамы.

А что запомнилось с этого семинара вам?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31


Строка для библиографии: [Москва] Марша Карп. 2008 г.. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t279.html]

Вернуться в Прошедшие психодраматические события / Архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2