Воспоминания о третьем дне. В последний день Марша рассказала о варианте работы в психодраме с сильными травматическими событиями прошлого. Основные идеи были следующие:
- Травматическое событие разыгрывается в психодраме очень медленно и аккуратно. Она предположила, что такое разыгрывание дает протагонисту ощущение, что он может управлять ситуацией, которая в прошлом была неуправляема. А психодрама на то и психодрама, что в ней процессом по определению руководит протагонист.
- Травматическое событие разыгрывается с максимальным количеством конкретных деталей. Марша сослалась на исследование каких-то норвежцев, в котором было показано, что это способствует более полной "проработке" травмы.
- Если есть необходимость в повышенной бережности к протагонисту, то он может сам не входить в травмирующие сцены, а смотреть на них со стороны.
А после рассказа Марша сделала хорошую работу, в которой проявились эти идеи, в которой через привлечение ресурсных ролей было переиграно событие по другому сценарию.
Наболее интересна мне первая идея. Я бы ее объяснил такими словами: если протагонист проживает травматическое событие в психодраме, и при этом чувствует себя более целостным, защищенным, подготовленным к событию, - то естественным результатом для него будет снижения страха перед этим событием, увеличение веры в себя и свою силу, и т.д. И я сейчас неожиданно вспомнил, что у меня есть выписанная цитата на эту тему:
В одной из своих последних работ Фрейд также отмечал, что при наличии посттравматических болезненных переживаний человек обычно стремится так организовать свою деятельность, чтобы ему “случалось” проходить через жизненные ситуации, воспроизводящие первичное травматическое событие. Пострадавший поступает таким образом, имея бессознательное желание обрести или усилить чувство контроля над ситуацией, в которой он однажды получил болезненную психическую травму, вступил в конфликт или потерпел неудачу. По словам Алисы Миллер (Miller, 1986), повторение - это единственный язык, на котором ребенок, вынужденный оставаться немым, может попытаться как-то сказать о том, что с ним происходит.
[Из статьи: Энн Баннистер. Научиться жить сначала. (Холмс П., Карп М. - Психодрама. Вдохновение и техника)]
Наверно, в статье об этом и было написано, но идею про переигрывание, и как тут может помочь психодрама, я оттуда не уловил. Может быть стоит перечитать...