Перевод: Корниенко Павел
Эти техники разогрева, я считаю, очень хорошо подходят терапевтам (начинающим и не только), у которых по разным причинам есть сложности с психодраматической формой работы с клиентами. Они уводят от соблазна оставаться в словесной коммуникации – способа, к которому люди привыкли, которым легко управляют и который позволяет легко защищать себя.
Эти техники – это наиболее распространенный способ разогревов в наших кругах. Кто-то говорил в шутку, что для того, чтобы понять, психодраматист ли этот терапевт, достаточно просто увидеть, что он просит клиента встать и начать двигаться всякий раз, когда начинает работать.
На самом деле, я вижу очень много работы в том случае, если клиент не принимает предложение встать и начать двигаться, такой клиент действительно не разогрет. Он двигается механически и ждет, когда все это закончится, так, как будто он считает указания очень скучными и глупыми. Я считаю полезным в таких случаях указывать клиенту на эту его сложность. Иногда простое объяснение клиенту смысла разогрева позволяет разогреву сработать немного лучше, и мы можем достичь высокой степени телесной разогретости и легкости и, в конечном счете, эффективности работы клиента.
Я обычно говорю, что эти упражнения позволяют найти контакт со своим собственным телом, которое люди обычно носят с собой на протяжении всего дня, как одежду, которую надели утром, одеваясь, но которой обычно не уделяют внимания на протяжении дня. Я говорю также о важности ощущений в теле, – таких как боль или напряжение – потому что это особый язык, в котором важно все.
Лично я воспринимаю эти физические разогревы очень серьезно, и я реально пытаюсь почувствовать мое собственное тело в эти моменты. Я верю в то, что это также помогает мне лучше понимать сложности моих клиентов и чувствовать, какие указания мне лучше давать им, для того чтобы способствовать их контакту с собственным телом.
Основное правило в том, что мы начинаем с «реальности». Например, с того, какая погода сегодня, теплая или холодная, начинаем с ощущений, реально воспринимаемых в текущий момент. Терапевт может предложить клиенту походить кругами по комнате и описать словами, что он ощущает (например, тепло или холод), терапевт также ходит вместе с ним.
Хорошо при этом еще замечать и поощрять спонтанные движения клиента, например: если он двигает шеей, терапевт может сказать: «И можно расслабить свою шею, вращая голову по кругу». Просто внимательно наблюдать за клиентом, отмечая напряженные части тела, которые нужно расслабить соответствующими инструкциями.
Далее я перехожу к другим вариантам общедвигательных разогревов.
а) Хождение: Как только клиент приходит и вы поприветствовали друг друга, мы можем предложить ему походить кругами по комнате и поразмышлять вслух о том, что его беспокоит.
б) Потягивание: Во время хождения мы можем предложить клиенту немного размять руки, ноги, шею, стряхнуть напряжение с тела, дышать свободно и отмечать, что будет приходить к нему – ощущение, картинка, идея или сцена.
в) Дотянуться до потолка: Попросите клиента вытянуться и попытаться достать до потолка или до верхнего косяка дверного проема и расслабить тело после этого. Указания должны быть мягкими и поддерживающими, например: «Давай, ты можешь становиться все выше и выше, попробуй…»
г) Подушки: Двигаясь с клиентом по кругу, предлагаете ему обозначить с помощью подушки каждую тему, с которой он хотел бы поработать. После этого мы можем предложить расположить их в пространстве и почувствовать, какая ближе к нему, какая дальше, какая привлекает его больше других, какая взаимосвязана с остальными и т. д.
д) Визуализация ситуации: Инструкция может быть такой: «Поброди по комнате в представь себе ситуацию в твоей жизни, которая представляется тебе самой сложной прямо сейчас». И сразу за этим мы просим его почувствовать эмоцию, которую вызвала эта ситуация.
Этот разогрев обычно более эффективен в ассоциациях или когда он используется как начальная точка для разнообразных техник, например:
- Можно спросить клиента о персонаже, которого можно представить, которого вызывает эта эмоция. И предложить клиенту сразу стать этим персонажем и выразить его.
- Можно попросить клиента удерживать эту эмоцию, для того чтобы работать с ней при помощи внутренней психодрамы.
- Можно попросить клиента подобрать для персонажа вызываемого этой эмоцией его антагониста, противоположного персонажа, и, основываясь на этом, предложить начать диалог между ними.
е) Стряхивание: Встаньте вместе с клиентом и попросите его сделать несколько движений, похожих на стряхивание воды с тела. Дополнительно к этому можно попросить клиента стряхнуть все беспокойство, напряжение, загруженность, усталость, чтобы быть на сессии свежим и бодрым.
ж) Теннисный мяч: Мы предлагаем клиенту помассировать его стопы при помощи теннисного мяча и с идеей о том, что все его тело при этом расслабляется и начитает чувствовать себя хорошо. Хорошей идеей является предложить ему массировать каждую стопу по отдельности, и в это время сравнивать ощущения в массируемой части с ощущениями в не массируемой.
з) Массаж лица: Инструкция может быть такой: «Помассируйте свое лицо, разгладьте складки на лбу над бровями. Погните свой нос, рот, шею и т. д.»
и) Управление телом: Скажите стоящему клиенту ощутить все тело и делать движения частями тела, такие, какие эти части тела могут делать, например: «Посмотри на свои руки и пальцы, подвигай ими, сожми и разожми кулаки, повращай свои запястья, руки, туловище».
к) Дыхание: Вместе с клиентом встаем и предлагаем следующие действия: вдохни, задержи дыхание и выдохни. Идея в том, чтобы обратить внимание на процесс дыхания. Одновременно с этим мы можем попросить клиента положить его руки на живот, ребра и плечи и почувствовать, как воздух проникает в эти части тела.
л) Вещи, которые мы хотим и вещи, которые нам не нужны: Бродя вместе с клиентом, можно предложить ему сделать две кучи предметов (используя подушки): одну кучу, на которую он может выбросить все что ему не нужно в нем, а в другую сложить все, что ему хотелось бы приобрести: вещи, события, чувства, качества – все, что ему нужно.
м) Остановка: Мы просим клиента двигаться по комнате и делать движения разными частями тела (особенно теми, которые напряжены), и говорим, что, когда будет произнесено «стоп», нужно будет замереть, как статуя, которую можно исследовать: «Обрати внимание на свою позу, на эмоции, которые она вызывает. Какие события в твоей жизни она напоминает тебе?» и т. д.
н) Виды движения: В этом упражнении мы предлагаем клиенту двигаться по комнате, но разным шагом. Вначале мы предлагаем ему двигаться его обычным спонтанным шагом. Затем предлагаем двигаться так быстро, как он может, но не бежать. В это время мы также предлагаем ему обратить внимание на ощущения и эмоции, которые приходят во время быстрых шагов. В заключение мы предлагаем ему двигаться в замедленной скорости и обращать внимание на все свои движения.
о) Движение по горячей, холодной и другим поверхностям: Как и в предыдущем упражнении, вначале мы предлагаем просто двигаться по комнате. Затем мы начинаем добавлять разные характеристики этого движения. Например: «Двигайся так, как будто ты ступаешь по горячим углям; двигайся так, как будто ты идешь по вате и чувствуешь ее мягкость; двигайся так, как будто ты перемещаешься по льду, очень скользкому.»
п) Движение по прямым и кривым линиям: Попросите клиента двигаться по комнате по воображаемым прямым или кривым линиям. Это упражнение альтернативно предыдущим и обычно целиком отвлекает внимание клиента от всех проблем, концентрируя его находиться здесь-и-теперь в комнате терапии.
р) Ощутить лицо: Попросите клиента медленно двигаться по комнате, ощущая свое лицо. Попросите его сделать лицо яростным и поэкспериментировать с пантомимой. Предложите ему сделать подобное и с другими эмоциями, такими как нежность, жалость, ненависть, зависть и т. д. Другая хорошая инструкция такова: «Ощути свои глаза! Отметь, как другие смотрят на твое лицо, и что ты чувствуешь при этом. Ощути сейчас, как ты смотришь на лица других. И наконец, ощути, каково твое собственное лицо, – попробуй увидеть его. Посмотри, что скрывает твоя социальная маска».