Перевод: Корниенко Павел
По моему пониманию, защитные механизмы – это набор привычных способов поведения, которые клиент наработал за свою жизнь. Смысл защитных механизмов в том, что они предохраняют от боли, которая возникает в ассиметричных отношениях и вызывает глубокие нарциссические травмы.
Обычно такого рода отношения бывают в детстве. В детстве ребенок бессилен противостоять власти взрослых, такая ситуация заставляет хрупкое эго ребенка искать пути для сохранения его достоинства. Именно поэтому защитные механизмы предохраняют ребенка, и обычно мы видим, что они выполняют свою функцию в нужный момент.
Это объясняет, почему так много психологических защит укрепляют эго, эго не воспринимает их как что-то чужеродное. А они становятся как бы частью глубинной идентичности клиента, тем, что составляет его, так сказать.
Главной целью этого типа техник является, во-первых, помощь клиенту в понимании его ответственности за создание и поддержание его защитных механизмов.
Далее мы пытаемся облегчить для клиента восприятие того, что за защитными механизмами стоит травматизированное эго, и дать ему силы изменить это, если он захочет.
Обычно для этого используются сцены, позволяющие вернуть из прошлого тот момент, когда реактивная роль еще не стала консервом. Мы пытаемся определить причину – во взаимодействии с кем этот паттерн возник, в каких взаимоотношениях он проявляется и для чего он был создан клиентом. К тому же, защитные механизмы, сыграв важную роль в развитии человека, могут и перестать быть востребованными.
Техники, которые я буду описывать дальше, имеют следующие общие черты:
- В них используются спонтанные воспоминания, приходящие в моменты погруженности в себя
- Работа всегда начинается из настоящего, от некоторой ситуации, которую описывает клиент, и в работе делается попытка найти защитные механизмы в поведении в настоящем.
- На второй фазе мы пробуем увидеть по отдельности защитный механизм и цель, которую он пытается достичь.
- Далее мы начинаем исследовать истоки этой защиты, паттерн защиты, и необходимость этого защитного механизма в тот момент жизни клиента, когда он был создан.
- И в конце мы возвращаемся в настоящее, для того чтобы исследовать, нет ли у клиента и сейчас по-прежнему необходимости в защитном механизме. Если нет, то становится важным то, что ему нужно в настоящем, и что нужно сделать, чтобы это произошло. Другими словами, мы задаем вопрос: является ли эта старая защита по-прежнему полезной, или, наоборот, она уже создает проблемы?
Пример такого рода техник: