Чиркова И. Психодрама и арттерапия в работе психолога

Плейбек-Театр, Семейная психотерапия, ...

Сообщение Павел Корниенко 31 окт 2008, 19:33

Опубликована: Психодрама — 2008. Материалы 5-й психодраматической конференции / Под общ. ред. Н.Б.Долгополова. — М., 2008.

  Чиркова Инна — психолог ЦПМСС «Доверие».
E-mail: inna@chirk.msk.ru

«Арттерапия» — это лечение приобщением к искусству, обсуждение переживаний творца музыки, фильма, картины, книги. Человек, пришедший на прием — это тот же творец, который может раскрыть свою сущность через рисунок или игру. Соединение этих способов работ очень эффективно.

Психодрама — мощный и действенный метод терапии, но она требует определенных условий, которые первоначально пугают клиента. Призывы «покажи это», «сделай», «что ты чувствуешь», «поменяйся ролями» и т.д. напрягают человека, который боится своего голоса, не принимает собственного тела или вздрагивает от своего имени. Психодрама, как основной способ терапии предполагает спонтанность, артистизм, кураж, смелость, отсутствие которых, может, и стало причиной обращения к психологу. А арттерапия менее требовательна и более привычна — мы все рисовали в детстве.

Рисунок на заданную тему — прекрасная диагностическая картина: человек бессознательно выражает свое состояние, проблемы и ресурсы, надо только правильно прочитать и понять замысел творца. Для этого недостаточно только изучения соответствующей литературы, необходимо стать психодраматистом и, присоединившись к автору творения, видеть возможную сцену, действующих лиц и их взаимоотношения. Очень удобно уже к началу работы видеть тему, которая еще не названа, а, может, и не понята еще клиентом. Рисунок как зеркало отражает тайны, страхи и ресурсы, это похоже на анамнез развития ребенка.

Арттерапия может проводиться как в группе, так и индивидуально, поэтому дальше может развернуться групповая психодраматическая работа или монодрама.

Итак, первый этап работы состоит в том, чтобы настроить человека на работу с карандашом и листом бумаги. (Мне больше всего нравится работать с кисточками и гуашью: дети и взрослые так увлекаются процессом, что забывают о подсматривающем и подслушивающем психологе). Надо выбрать тему, которая якобы ничего не значит, ни к чему не обязывает и не очень сложна.

«Перед вами белый лист бумаги, белый, чистый лист — перед вами распростерт целый мир, разноцветный, разнообразный, — и где-то в нем живет цветок. Представьте его, какой он? где он расположился? что вокруг него? Используя цветные карандаши, нарисуйте свой цветок».

Пока клиенты рисуют, психолог собирает о них информацию. Важно все: с чего начали, как долго обдумывалась композиция, с каким настроением рисовалось, какие вопросы задавались, степень заинтересованности и еще многое, что создает портрет клиента. Часто в момент рисования уже можно заметить будущего протагониста. Бывали случаи, когда приходилось оказывать срочную психологическую помощь, потому что клиент, увидев и осознав причину своей насущной проблемы, испытал шоковое состояние, болезненный инсайт.

Как и после разогрева проходит обсуждение, но в зависимости от потребностей клиента или состояния группы психолог выбирает ракурс темы и возможные способы работы. Возможные темы:

  • Какие чувства вы испытывали во время рисования? теперь, когда вы смотрите на свой цветок?
  • Чем цветок похож на вас? чем отличается?
  • Посмотрите, какую часть листа занимает ваш цветок, как он себя чувствует там? кто рядом с ним?
  • О чем мечтает цветок? чего ему не хватает?
  • Какую тайну вы увидели в своем рисунке? что хотелось бы по исследовать, что-то понять?
  • Что понравилось в рисунке? чем бы вы могли гордиться?
  • Что хотелось бы пожелать цветку?
  • Что хотелось бы изменить?

Дальнейшая работа ничем не отличается от классического течения психодраматической сессии. Только после шеринга участникам вновь предлагается нарисовать цветок, пожелав ему всего хорошего и подарив что-то на память: больше солнца или тень, освежающего дождя или зонтик, открытые горизонты или надежный угол, толстый стебель и крепкие корни, дружных соседей и веселых друзей — все необходимое и достаточное для лучшей жизни цветка в этом мире.

Как видно из вышеизложенного, любую тему можно задать в виде рисуночного разогрева (как и стандартные проективные методики), а затем разыграть в группе или индивидуально.

Чем же рисование отличается от обычного психодраматического разогрева?

  • Рисуя, человек не контролирует свое тело, голос, мимику — поэтому более раскрепощен, свободен.
  • Рисунок дает больше наглядной информации, отсюда глубже диагностика состояния клиента и терапевтичней выбор способа дальнейшей работы, видны ресурсы и болевые точки.
  • Групповая арттерапия дает возможность увидеть чужие рисунки: найти сходства или удивиться отличиям, а потом посмотреть на свой рисунок по-другому.
  • Слово не всегда может точно отразить чувство и мысль, а рука, ведомая подсознанием, выдаст все тайны.
  • Если человек не пошел на активный контакт, то рисунок все равно является средством высказывания, самовыражения, и терапевтическая работа на бессознательном уровне уже пошла.
  • При анализе рисунка клиент присоединяется к своему рисунку телесно, эмоционально, дублирует, и происходит аутодрама.
  • Процесс рисования вызывает приятные воспоминания, ощущения, любопытство и азарт — новизна забытого творчества радует и возбуждает, заряжает энергией.

Общение с цветовой гаммой, манипуляции с красками дает положительный эффект для любого человека: чувство, что ты можешь видеть, контролировать, передвигать, менять мир на листке бумаги — это не страшно, а интересно. В дальнейшем это позволит легче выстраивать сцену и наделять чувства цветовыми характеристиками.

Во время проигрывания, «оживлении» рисунка протагониста вспомогательные «я» дополняют свою роль ощущением цвета, лучше чувствуют своего героя. Продолжает, углубляет и активизирует работу применение цветных ленточек (их часто использует Виктор Семенов, чьей ученицей я являюсь).

Заявленная тема может решиться только рисованием. А иногда при рисовании одной темы протагонист открывает более глубинную (потаенную) тему и работает без остановки над ней, то есть арттерапия дает инсайтовый ресурс, активизирует потенциал и служит катализатором для действия, а, следовательно, для дальнейшей терапии.

При совмещении арттерапии и психодрамы я получаю эстетическое удовольствие от красоты цветов и разнообразия видов, мне нравится видеть как «оживают» люди в виде цветов. Мне нравятся все цветы, некрасивых цветов нет. Представляете, какая поляна красоты получится, если разложить сотни таких рисунков — вселенская красота души. Какие красивые и интересные люди творят такие шедевры!
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Чиркова И. Психодрама и арттерапия в работе психолога. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t257.html]

Метки темы

арт-терапия, техники монодрамы

Вернуться в Статьи по смежным направлениям



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron