Ромек В. Корабль счастья

Для тех, кому интересно понять, что такое психодрама

Сообщение Павел Корниенко 16 окт 2008, 04:05

(летний учебный семинар института психодрамы Я.Л. Морено)

Опубликовано: Alter Ego, 1992, 2, стр. 27-30
Источник: http://www.psychodrama.ru/romek.htm

ВОПРОСЫ

Кто они, эти люди, приехавшие изо всех уголков Германии, Америки, Израиля, Финляндии и России на учебный семинар для будущих психодраматургов? Что привело их сюда? Что они хотят найти здесь, на этом небольшом островке в центре Боденского озера? Какой корабль они выберут для обратного пути?

"Есть ли там счастье, к которому я стремлюсь всей душой? Возможно ли оно? И какой корабль повезет меня к счастью?", - эти слова Германа Гессе, жившего здесь неподалеку, стали девизом и главной темой семинара.

Что действительно принесет нам счастье и какой корабль увезет нас с этого острова к нему - ответ на эти вопросы должна была дать психодраматическая проба будущего, психодраматическая проверка наших фантазий о будущем, фантазий о счастье.

Пять групп с постоянным составом участников в течение недели жили в своей собственной реальности, пытаясь в ней найти место для себя и своего прошлого опыта, для своих чувств, переживаний; найти в ней место для конфликтов, прошлых и актуальных, мнимых и действительных. Что в нашем внутреннем мире реально, а что - лишь кажимость, лишь наше воображение, лишь болезненные фантазии?

"Ну, как дела? Что вам сегодня снилось? Что вы чувствовали после вчерашней встречи? Есть ли у кого-нибудь желание разыграть что-либо особенное?" - этими словами Грета Лейц, директор института Морено начинает каждый сеанс психодрамы. Пауза длится не очень-то долго.

"Да, я хочу играть."

Один за другим в центр уютного класса средней школы острова Райхенау, которая на эту неделю полностью предоставлена в распоряжение Института Морено, выходят психологи, социальные работники, социальные педагоги. В области психодрамы повышение квалификации невозможно без саморазвития, и для многих участников семинара вовсе не сертификат является главной его целью. Многие из них приехали сюда для того, чтобы принять участие просто в групповой психотерапии высшего класса.

Вместе с психодраматургом, участник, ставший протагонистом, закрыв глаза медленно движется по комнате. Что появляется перед его внутренним взором, что он вспоминает? Где он сейчас? Вместе с ним все эти картины, внутренний мир протагониста мы воссоздадим в реальности. Кто-то будет отцом, кто-то - новорожденным младенцем, а кто-то - зеркалом, которое все отражает почему-то лишь в критическом свете. Внутренний мир станет реальностью, и протагонист сам создаст эту реальность.

Я сейчас должен буду сыграть ее отца. Но ведь я совсем ее не знаю и плохо понимаю ее швейцарский диалект. Напряжение растет, однако: "Смена ролей!", я стою на ее месте и она сама произносит слова, которые пока существовали лишь в ее внутреннем мире. Мне нужно лишь повторить их. "Смена!" и, произнося их, я делаю реальностью часть ее внутреннего мира.

Однако, почему она плачет? Ведь она психолог и лучше кого бы то ни было знает свои проблемы. И внешне все выглядит просто и непринужденно. Просто и очевидно. Однако это переживание очевидности открывает новые и новые стороны старого и привычного конфликта.

"Выбери для себя замену. Кто мог бы заменить тебя? Не хочешь ли ты стать на стул и посмотреть на все это глазами взрослого человека?"

ОТВЕТЫ

"Я вижу все совсем по-новому. Я по-новому пережила ситуацию. Я ее по-новому прочувствовала. Я ее по-новому поняла."

И это очевидно.

Трудно понять, почему появляется это желание играть. Трудно понять, пока сам этого не пережил. Совершенно неожиданно и спонтанно и у меня появляется это желание. Вся группа представлена в моей голове и как бы перед глазами группы мне вспоминается недавний довольно тяжелый для меня разговор и связанные с ним события. Я чувствую, что это можно и нужно сыграть. Это чувство настолько сильно и интенсивно, что я начинаю мысленно разыгрывать эту ситуацию, пытаясь перевести на немецкий все, что происходило со мной. Я выбираю партнеров по игре. Я понимаю, как эта игра важна для меня и как мне нужно сыграть ее в группе. Я не чувствую никакого страха. Я хочу играть.

Однако - поздно. Шесть дней нашей работы истекли. И остается только попытаться разобраться, что же такое здесь происходило и в чем, собственно, я принял участие.

NN, участник группы, психолог: "Не нужно думать, что все, кто приехал на этот семинар, будут работать с группами психодрамы. Многие приехали сюда, чтобы глубже разобраться в себе, понять себя. Эти две линии развития - личное и профессиональное - в психодраме связаны друг с другом очень тесно. Здесь это нельзя разделить. Работа семинара невозможна без анализа личных проблем участников группы. С течением времени каждый неизбежно становится протагонистом, и то, что желание играть появляется у многих в группе - показатель начала рабочей фазы."

Рут-Барбара Сайлер, психодраматург: "Само собой разумеется, в обычных группах психодрамы требуется значительно больше времени, чтобы участники начали играть так активно и с таким желанием, как это ты видел в наших учебных группах. Все присутствующие здесь уже имеют большой опыт участия и руководства группами психодрамы. Когда я начинаю работать с группой новичков, мне, конечно, приходится довольно долго объяснять, чего мы хотим достичь и каким способом. Но конечный результат тот же самый. Я не вижу особых различий между психологами и не-психологами в хорошо работающей группе. Просто здесь мы быстрее переходим к рабочей фазе."

NN, участница группы: "Обучение психодраме стоит довольно дорого и не все могут себе это позволить, однако, я вижу, что количество желающих получить квалификации психодраматурга не уменьшается, а, наоборот, возрастает. После психоанализа психодрама - одна из наиболее высокооплачиваемых сфер психологической практики. Это, конечно, важно, но я не думаю, что деньги - это главное, что привело сюда психологов".

Доктор Грета Лейц, директор Института психодрамы, социометрии и групповой психотерапии им. Морено: Повышение квалификации в нашем институте дополняет фундаментальную подготовку врачей и психологов в университетах и институтах и дает право врачам и психологам получить дополнительную квалификацию "Психоанализ" или "Психотерапия". Повышение квалификации включает в себя самостоятельную работу, знакомство со специальными техниками, контроль работы в реальной группе. К повышению квалификации допускаются лица не моложе 22 лет, имеющие соответствующее высшее образование. В целом подготовка психодраматургов длиться минимум два года и должна включать не менее 480 часов занятий только на основном этаме обучения. Для получения сертификата требуется еще 400 часов занятий дополнительно, плюс супервизирование, плюс - сертификационная письменная работа. Успешно окончившие курс медицинские и клинические психологи получают квалификацию "Психодраматурга-терапевта" и могут самостоятельно и с полной ответственностью использовать психодраму для групповой или индивидуальной психотерапии. Социальные работники, социальные педагоги, теологи получают квалификацию "Руководителя психодрамы" и могут использовать психодраму для развития личности в группе, повышения социальной компетентности клиентов. Еще раз повторю, что обучение в нашем институте отвечает всем требованиям, предъявляемым к подготовке в области психотерапии и психоанализа.

Две ступени повышения квалификации - основная и высшая, семинары допуска, позволяют надежно отобрать и подготовить специалистов высокого класса.

Где то счастье, к которому все стремятся? Для кого-то оно - возможность заниматься интересным и любимым делом, для кого-то - квалифицированная помощь, для кого-то - успешно работающий учебный институт.

Одно можно сказать точно - счастье здесь ищут. И многие находят.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Ромек В. Корабль счастья. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t237.html]

Вернуться в О психодраме простым языком



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron