Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:09
Любовь, Воронеж
Идея это написать зародилась во время тоста, который я произносила в Танаисе после завершающего МФ-7 воркшопа. Психодрама, как психотерапевтическое действо, как, впрочем, и любая психотерапия, явление, на мой взгляд, очень интимное (в смысле, глубоко личное, сокровенное, задушевное). Фестиваль же, по определению, – общественное празднество, смотр, показ – мероприятие весьма публичное, увеселительное, развлекательное (по крайней мере, для участников). В отличие от конференции – собрания представителей, в частности, научных или учебных организаций для обсуждения каких-либо вопросов. Не противоречит таким рассуждениям и мнение П.П.Горностая: «…даже простое сочетание слова «интимность» со словом «конференция» выглядит необычным. Кажется, что так не бывает». Трудно себе представить, к примеру, фестиваль физиков-ядерщиков, технологов мясомолочного производства или микрохирургов глаза. Да даже психоаналитики с их консерватизмом, серьезностью и занудством (с точки зрения Ребенка клиента) вряд ли смогли бы от души пофестивалить. А психодраматисты – могут! Да еще как! Потому, видимо, что только психодрама обладает достаточной емкостью, чтобы вместить демонстрацию и презентацию психотерапевтических методов и подходов в формат народного гуляния.
Тост был за единство и борьбу противоположностей. Другими словами, за движущую силу эволюции МФ. А он, безусловно, развивается. Поскольку, согласно Е.Лопухиной, «архетип сезонности – универсальный архетип развития». И «каждый качественный переход в новый сезон – это ступенька вверх». Несмотря на то, что психодраму относят к «летним» методам психотерапии, на Морено-Фестивале определенно царит «весна»: все друг друга любят и говорят комплименты, господствует атмосфера эмпатии и теплоты, как будто многочисленные дети со всех концов России и ближнего зарубежья собрались на семейное торжество – чествовать «отца семейства» (уважаемого г-на Ромека). В стане завсегдатаев – любовь и доверительность, радушие и сплоченность, пивопитие и ракоедение, круглосуточное неформальное общение и совместная деятельность, а главное – никакой субординации: друг другу все «сестры» и «братья». И только новичкам страшновато: «Примут – не примут? Возьмут или нет в свою игру эти добрые люди? А не слишком ли Гадкий я Утенок, чтобы щипать траву вместе с этими грациозными Лебедями? А достаточно ли я спонтанен и креативен, чтобы находиться на этом празднике жизни?».
Будучи довольно близко знакомой с психодрамой уже лет шесть (знакомство произошло под чутким руководством Кристины Щуровой), в Ростове я побывала впервые. И не жалею. Ведь «лучше поздно, чем никому».
А теперь по существу: о воркшопах, которые довелось посетить.
Сначала были «Карты снов и фантазий» в исполнении Андрея Талдыкина. Технично, динамично, отлично! Только кокетство со стороны ведущего ввели в сомнение некоторых участников группы. Когда маститый (не побоюсь этого слова) тренер и психиатр говорит: «Я мало чего знаю», – неподготовленная публика ему верит. И рассказывает об этом другим.
Следующим номером своей программы я выбрала воркшоп, обещавший показать связь психодрамы с юнгианским психоанализом в исполнении Елены (?). «Купилась» на тему – зато приобрела опыт. Спасибо за это Елене. Для себя сделала вывод: лучше идти на «неинтересную» тему интересного тренера, чем наоборот. Было ощущение, что Елена сама имеет смутное представление об основных психодраматических техниках. Принятие роли, обмен ролями, дублирование, зеркало – базу для работы как таковой – было бы неплохо изучить Елене самой, прежде чем экспериментировать с группой. Особенно сильно «впечатлил» разогрев. Без предупреждения, «с места в карьер», меня (и всех остальных участников группы) заставили очутиться в теле мамы. Нахлынувшие чувства чуть было не разорвали/задушили меня. Впрочем, ведущему было, похоже, наплевать на чувства группы. Только роль «новичка» фестиваля да еще природная тактичность не позволили мне выметнуться из аудитории, в которой происходило «насилие». К тому же я надеялась, что за «не очень удачным» началом может последовать вполне приличная работа. Перспектива остаться наедине со своими переживаниями не очень-то радовала. Поэтому кинулась в протагонисты как на амбразуру: все равно терять было нечего. Не знаю, почему я вытерпела этот балаган до финала, не воспротивившись происходящему, не прокомментировав действо подобным образом на месте: состояние фрустрации, ступора, глубокого недоумения и неверия собственным глазам и ушам не покидало меня до конца. Я не преувеличиваю и не драматизирую ситуацию, жалею только, что не воспользовалась диктофоном. На мои робкие попытки «достучаться» до «директора», уточнить инструкции Елена реагировала вполне уверенно: она молча улыбалась. Неловкость усугублялась тем, что у группы-то я не находила подтверждения своим сомнениям, что вызвало у меня подозрение в собственной некомпетентности! Новички – ладно, их таким образом «знакомили» с психодрамой. Но практикующие психодраматисты?! – Они дружно и весело брали на себя роли, менялись ими «не глядя», разговаривали со мной из ролей спонтанно, как это бывает в социодраме с неструктурированным сценарием. Мне ничего не оставалось делать, как удивляться, парировать им и, видимо, из чувства самосохранения, крепко держаться за край сознания. Причем «Я» размножилось невероятно: только дублей у меня было 4 или 5. Все «актеры» по очереди становились моими спонтанными(!) дублями. «Мама взрослая» очень органично превратилась в «маму-ребенка», а потом – в «фею». Чему избранные «мама-ребенок» и «фея» нисколько не удивились и не воспротивились – они просто отодвинулись к стеночке. Роли мне пришлось снимать с каждого – все. Когда же все закончилось, на шеринге я узнала, как все было здорово и замечательно, как много чувств всколыхнулось в душах участников, как все благодарны протагонисту и директору, и у сколь многих есть/были такие же деспотичные родители, как моя мама! No comments.
Утром следующего дня я посетила ворк-шоп Ирины Масандиловой и Виктора Казакевича про применение элементов психодрамы в школе, в процессе изучения литературных произведений. Ворк-шоп очень понравился – хотя бы тем, что не было грубых технических нарушений и вторжений в личное пространство. Достойна восхищения Ирина, сумевшая увязать социодраму с педагогикой, научную новизну чего подтверждает защищенная ею на эту тему диссертация.
Впервые побывала на мифодраме Леонида Огороднова, о которой столько всего лестного ранее слышала. Понравилось то, что в процессе социодраматического разогрева ничто не вызывало напряжения: все шло как по маслу и ничто не предвещало беды. Я оказалась протагонистом совершенно неожиданно: раз – и все. Ощущалась поддержка директора, протагонистом у Огороднова быть комфортно. Тема работы всплыла неожиданно злободневная, ресурс получен, надеюсь, полезный. Однако группу после драмы директор бросил: я в чувствах – сижу в трансе, группа в чувствах – начали ругаться между собой (в прямом смысле), Леонид – отбыл в неизвестном направлении и не обещал вернуться. Ну, да ничего, обошлось без жертв.
И, наконец, замечательный мастер-класс с элементами шоу Кристины Щуровой. Про круг сезонности в ее исполнении можно слушать (и смотреть) бесконечно. Потому что каждый раз услышишь что-нибудь новое для себя. Спасибо Кристине. Это все.
Последний раз редактировалось
Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:26, всего редактировалось 1 раз.