Я уже дошел до той стадии участия в МФ, что не могу и не хочу разделять содержание и форму. Это когда-то мне было важно признание меня как тренера, демонстрация собственной работы, наблюдение работы других и привлечение клиентов. Сейчас я ехал, имея три цели: 1. Потусоваться со старыми друзьями; 2. Завести новых. 3. Дать пинка самому себе, чтобы начал разрабатывать мифодраматический цикл по «Фаусту». Посему поедание раков с пивом за углом ЮРГИ для меня не менее, а может быть и более важное мероприятие, чем участие в том или ином ворк-шопе. Жалею разве что, что не был на пресловутом круглом столе.
Первая, контекстная такая штучка: фестивалей не должно быть так много в единицу времени. МФ через две недели после московской конференции – это слишком. Обязательно надо их развести как-то (весна и осень, например).
Вводная по содержанию. Если кто помнит программу МФ, наверное, удивился обилию мифодрам. Были: Василец «Мифодрама»; Скориков, Черных «Мифодрама: Деметра»; Огороднов «Мифодрама: Фауст»; Ф. Гайсслер «Библиодрама»; Огороднов, Солдатова: «О чем молчит Кассандра» Это обусловлено тем, что в прошлом году МФ задумывался как мифодраматический.
Начался для меня Морено-Фестиваль с того, что мы часа на два опоздали на открытие. После 14-ти часовой поездки на машине и стояния в пробках мне и так было плохо, но когда я увидел остатки участников (человек 20), изолированно сидящих по 5-6 каждые своим столом, мне и вовсе стало грустно. Настроение не подняло ни последующие посиделки с оргкомитетом, ни проигрыш нашей футбольной сборной. В общем, не дождавшись завершения, отправился я спать.
Зато с утра я был, против правил, свеж и бодр, и мы отправились смотреть первую ленту. Смотреть, в общем, оказалось нечего – две ленты для новичков меня интересовали не очень, а заинтересовавшая было мифодрамой Татьяна Василец тут же убила любое желание там присутствовать, объявив, что это будет рекламная работа к ее трем мастерским: по Психее, по Персифалю и по Изольде с Тристаном. Я и вообще юнгианство не жалую, Джонсона и вовсе терпеть не могу, да и делал это все сто раз, так что я быстро смылся и пошел по делам. Народ, впрочем, Татьяну хвалил.
Вернулся я к вечеру на Фриедель Гайсслер. Объявлена была «Библиодрама», я специально уточнил, по Библии это или про книги вообще, мне обещали Библию, и я пошел. В целом, не жалею, была добротная социодрама с групповым обменом ролями. Удивили высказывания новичков, что если это и есть психодрама, то мы сюда больше не придем.
Фриедель в дальнейшем насторожила менторским тоном (мы с ней погуляли немного по Танаису, она меня все пыталась поучать, какова должна быть социодрама «на самом деле»). Может, благодаря своему опыту, она и имеет на это право, но и я как-то имею наглость свою точку зрения на этот счет отстаивать. В общем, излишний пиетет в отношении иностранцев, как всегда, вредит.
Второй день для меня начался с Александра Коробкина из Владивостока, и вот это, действительно, было открытие Морено-фестиваля. Заявлены были «Ассоциативные карты», я боялся длительного медитативного разогрева, но нет, все было очень живенько, короткие виньетки для желающих. Стиль ведения подкупил настолько, что я заявил очень болезненную для меня тему в качестве протагониста, и получил ощутимый результат. Спасибо, Саша.
На третий день я работал сам. Мифодрама по «Фусту» задумывалась давно, но мне все как-то не удавалось заставить себя думать в этом направлении. Нужен был мощный разогрев, которым и явился МФ-08.
Сложность состояла в том, что материал очень объемен, мне хотелось работать именно с Гёте, а не с «Народной книгой» (это средневековая легенда, на которой основывался Гёте). Но использовать стихотворный текст в мифодраме мне до сих пор не приходилось. Кроме того, легенду о Фаусте нельзя разбить на части, как это можно сделать с греческими или скандинавскими мифами. И уж в любом случае, это не на три часа работа.
Мне кажется, я нашел выход из положения, составив мифодраму из 4-х частей: 1. Пролог на небесах; 2. Отношения Фауста с Маргаритой; 3. Отношения Фауста с Еленой; 4. Спасение Фауста. Основными участниками были Фауст, Господь, Мефистофель, Маргарита и Елена. Мифодрама прошла как серия социодраматических сцен, временами переходящих в виньетки. Шеринги, проходившие после каждой из частей мифодрамы показали, что вовлеченность участников в действие была высока. После первой половины действия участники отметили, что не понимают смысла происходящего, но итоговый шеринг, как мне кажется, снял большинство вопросов. Я очень благодарен группе, согласившейся, чтобы ее «использовали» в исследовательских интересах.
На круглый стол я не пошел. Думаю, потому, что нахожусь в числе тех психодраматистов, которые, по точному замечанию Павла Горностая, не любят всяческих обсуждений. Ну, и не последнюю роль в моем решении сыграли подоспевшие раки. Если я правильно понял, то там возникла поляризация по принципу «мэтров» и «новичков». Тема, и вправду, болезненная, особенно в контексте МФ. Есть более-менее устоявшийся круг людей, постоянно участвующих в МФ, тех, которые будут в нем участвовать, чтобы не произошло. И на каждом фестивале есть «новички», в основном ростовчане (напомню, что в Ростове действуют 3 или 4 учебные группы, которые ведут как иностранцы, так и отечественные психодраматисты). Круг «стариков», как мне казалось, в принципе, открыт, но чтобы туда войти, требуется определенный уровень спонтанности. Не у всех это получается, а специальной работы в этом направлении не ведется. Возникает напряженность, которая наметилась еще в прошлом году, а в этом – выплеснулась.
Мы попробовали подобрать эти «концы» в Танаисе с Таней Солдатовой. Как инструмент мы использовали мифодраматическое структурированное упражнение «О чем молчит Кассандра». Тема для меня волнующая сама по себе, тут она еще и легла на тему МФ. Хотелось бы думать (и некоторые шеринги о том свидетельствуют), что что-то важное, дотоле непроговоренное, было сказано. Впрочем, об этом судить участникам группы, будем благодарны за обратную связь.
Банкет запомнился (скромно эдак) моим пением. Впервые владелица кафе за мое исполнение Вертинского и Щербакова за счет заведения одарила всех пивом, а меня лично – бутылкой водки. И пусть я водку и не пью, но все равно приятно. С амфорами до меня очередь так и не дошла, буду ждать от Ромека приятных слов и амфоры.
Закрывающим действом был день рождения Иры Масандиловой. Ирочка, еще раз от души поздравляю, с меня, как обещал, 6-ти томник Гончарова. Жаль, что так и не попал на ваш с Витей шоп, народ в восторге, что в прошлом году, что в этом. Будем ждать открытия кафе «Раскольников».
Потом еще посидели у Ромека. Было понятно, что сейчас расставаться, и мне было очень грустно.
Дорога домой заняла в общей сложности почти 20 часов. Поскольку сил проделать этот путь в один присест у нас не было, мы заехали в Воронеж и повидались со Светой Мишуровой (ну, и соответственно, с Ваней Талдыкиным) и с Мэри Козловой. Очень был рад всех видеть, купили у Мэри керамику авторской работы, родились новые планы на будущее.
В общем, МФ состоялся и для меня прошел на редкость плавно. Всем-всем спасибо за общение. Особенное спасибо Кристине Щуровой и ее водителю Олегу за перемещение в пространстве, Танюше Солдатовой за приют в Ростове, Свете и Мэри – за приют в Воронеже. Ну, и, конечно, Ромеку, за то что он есть.
ПС. Кто читает это в
http://morenofest.fastbb.ru/, обязательно посмотрите, что происходит в
http://community.livejournal.com/psychodrama_ru/. И наоборот, естественно.