Источник: Роберт Шерман, Норман Фредман
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
РУКОВОДСТВО. // Глава 3. Социометрические техники
Авторизированный перевод с английского
кандидата психологических наук А.З.Шапиро
СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Обоснование
"Семейное пространство" представляет собой технику, которая обеспечи-вает семейного терапевта важной информацией по-поводу организации се-мейной системы, с которой она работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. С точки зрения Копперсмита (Coppersmith,1980) данная техника полезна прежде всего для обучающихся семейной терапии, когда участники тренинга делятся друг с другом информацией, отражаю-щей психологическую ситуацию в собственных семьях, что повышает уро-вень их профессиональной компетентности. Первоначально данная техника использовалась именно в этом контексте и лишь потом была применена семейными терапевтами в работе с клиентами.
Территориальность является важной частью личностной и семейной иден-тичности. Она эмоционально и операционально ассоциируется с принад-лежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженно-стью, удовольствием и болью, закрытостью и дистанцией, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы. Используется ли се-мейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания (ве-дения растительного образа жизни) или же для ссор между членами семьи?
Процедура
Нижеследующая процедура и пример почти без изменений взяты из работы Копперсмита (Coppersmith,1980). Родителям дается большой лист бумаги, фламастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жи-ли до женитьбы в своих семьях. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители жили более чем в одном доме, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время, когда родители заня-ты рисованием, психотерапевт постепенно вводит в терапевтическую си-туацию следующие указания и вопросы:
1. Рисуя, отмечайте с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
2. Позвольте себе ощутить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.
3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи?
4. Когда члены вашей расширенной семьи посещали вас, какие комнаты дома были доступны для них?
5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме? 7. Попытайтесь как можно яснее представить себе как в вашем
родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенно-сти.
8. Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим до-мам в этом квартале /примечание переводчика(А.Ш.) - для отечественных семейных терапевтов вероятно полезнее говорить о квартирах, на каком она была расположена этаже, куда выходили окна, и т.д. - специфика оче-видна/. Выделялся он чем-нибудь или нет?
9. Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем роди-тельском доме.
10. Позвольте себе услышать типичные слова, которые говорились членами вашей семьи.
Существуют несколько путей посредством которых данная техника ис-пользуется в семейной терапии. Психотерапевт может попросить маму и папу нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другой версии - можно дать детям инструк-цию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с ро-дителями, а мама и папа при этом будут присутствовать в качестве наблю-дателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.
Задаваемые психотерапевтом вопросы направлены на выявление воспоми-наний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их ис-точниками в родительских семьях. Кроме того воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.
Пример
Ронни жалуется на то, что его жена постоянно отвергает его и он не может более это выносить. Сюзанн же кипит от злости из-за того, что Ронни по-стоянно атакует ее, а также из-за того, что дети и муж совсем не уважают ее независимость, имущество и время.
Психотерапевт попросил супружескую пару нарисовать планы их роди-тельских домов для того, чтобы прояснить вопрос о том, как проблемы близости и дистанции, уединенности и ее недостатка решались в их семьях до женитьбы.
Ответ жены. "В моей семье уединенность ценилась больше всего. У Мамы и Папы было по своей комнате. У нас с сестрой была общая комната, но мы очень четко соблюдали границы. Она играла на своей стороне, а я - на своей. В моей семье уважались закрытые двери. Необходимость последне-го всегда особенно подчеркивалась. Я думаю, что все наши теперешние проблемы сводятся к тому, что каждый из нас хочет иметь свое собствен-ное пространство в доме, а не только определенное место за обеденным столом на кухне".
Ответ мужа. "Я помню, что мне всегда приходилось делить свою спальню с одним из моих братьев, бывали времена, что приходилось жить в одной комнате сразу с тремя братьями. Уединенность была для нас непозволи-тельной роскошью так как в трех спальнях должны были разместиться 11 человек".
Супруги поняли, что область происходящего между ними конфликта свя-зана с ожиданиями, которые они принесли с собой из своих родительских семей. После того, как Сюзанн приняла участие в упражении, ей стало яс-но, что муж имел совершенно отличный от ее собственного опыт в своей родительской семье. Ранее это было ей не понятно. Техника оказалась по-лезной для обоих супругов, помогла им начать ценить различия друг друга без страха впасть в конфронтацию.
Планы домов выступили в качестве метафор для объяснения потребности Сюзанн в ригидной, ясно очерченной структуре ее жизненного пространст-ва и для объяснения потребности Ронни использовать с максимальной эф-фективностью имеющиеся в наличии пространственно-временные ресурсы. С его точки зрения Сюзанн слишком жесткая, эгоистичная и не прини-мающая других, Ронни же с точки зрения Сюзанн слишком небрежный и назойливый. Техника позволила паре прояснить и обсудить различия, имеющие в качестве источника их различный опыт в родительских семьях. Дети, наблюдая этот процесс, смогли более ясно отдать себе отчет в том, насколько сами они вовлечены в конфликт между родителями, порой при-нимая в споре ту или иную сторону. Дети также поняли, что они сами вы-ражают сходные требования по отношению друг к другу и к родителям и порой оказываются в сходном замешательстве.
Использование
Техника позволяет диагносцировать внутрисемейные взаимоотношения, а также проводить интервенцию путем обсуждения возможных путей совме-стного и индивидуального использования семейного пространства, созда-вая для семьи весьма ценный опыт совместной деятельности.
Техника основывается на паралингвистическом и невербальном уровне коммуникаций, что представляется особенно важным для семейной тера-пии. Она может быть использована для выявления материала, связанного с ролевым поведением и мифами в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-терапевтического процесса.
В том ее варианте, когда родители выполняют упражнение, а дети наблю-дают за ними, техника позволяет прочерчить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Это во-влекает родителей в такой род активности, который подтверждает их уни-кальное место в семейной системе, тогда как детям имплицитно отводится роль обучающихся. История семьи, выходящая на поверхность в изложе-нии родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культур-ной наследственности данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того волнующие пару в настоя-щий момент проблемы и конфликты могут быть лучше освещены через обращение к материалу семейной истории.
Когда техника используется в ее втором варианте (вся семья рисует план дома), психотерапевт получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутст-вующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно по-лезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение членами семьи различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет снизить запутанность субсистем и про-яснить границы.
В третьем варианте применения техники (дети рисуют план дома, а роди-тели наблюдают за ними) психотерапевт выделяет и поддерживает детскую субсистему, уникальность точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.
"Семейное пространство" может быть также использовано в семейно-групповой психотерапии, в работе с родительскими группами. В зависимо-сти от целей группы внимание фокусируется на актуальных внутрисемей-ных конфликтах или же на истории семьи. Техника дает семейному тера-певту информацию, которая не может быть получена в ходе обычной тера-певтической беседы.
Методика может быть применена в ходе терапии с индивидами, которые достаточно зрелы для того, чтобы понимать и запоминать инструкции, аде-кватно общаться. Таким образом ее нельзя использовать в работе с малень-кими детьми.
Техника дает возможность включить семью в такой опыт взаимодействия друг с другом, который одновременно поддерживает как дифференциацию, так и включенность в жизнь друг друга, что очень важно для нормального функционирования семьи.