Экокарта

Сообщение Редактор 06 окт 2008, 13:20

Источник: Роберт Шерман, Норман Фредман
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
РУКОВОДСТВО. // Глава 3. Социометрические техники
Авторизированный перевод с английского
кандидата психологических наук А.З.Шапиро

ЭКОКАРТА: КАРТИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

Объяснение


Экокарта - техника, предложенная Эттинью и Хартманом (Atteneave,1976) и (Hartman,1979). Ее цель - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи данной семьи с другими семьями, соци-альными организациями и институтами. Напряжения, поддержка и множе-ство других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотноше-ний на основе этой методики могут быть представлены очень наглядно. Могут быть выявлены также эмоциональные и финансовые ресурсы семьи.
Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расши-ренную семью и метасемейный контекст - она позволяет задействовать для психотерапевтического процесса максимальное количество индивидов. Главный вопрос, на который можно ответить при работе с данной техникой - кто может оказаться полезным семье в ее росте? Есть ли люди в окруже-нии клиентов (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в дейст-вительности могли бы помочь, но семья к ним по ряду причин не обраща-лась? Это же касается профессионалов, которые помогают семье - учите-лей, социальных работников, врачей и т.д. - они обычно ссылаются друг на друга, но никогда не встречаются. Стэнтоны (Stanton,Stanton ,1984) под-черкивают, что каждая социальная система или индивид, взаимодейст-вующие с семьей, имеют тенденцию подталкивать ее в удобном и привыч-ном для них направлении, и это часто является причиной напряжений и конфликтов в семье. Кроме того, эту идею, высказанную психотерапевтом, семья как правило отвергает, она оказывается слишком личностно-сложной для них.
Картирование взаимоотношений семьи с внешним миром определяет дру-гих людей, которые являются эмоционально значимыми для клиентов, включая и тех, кого сейчас нет рядом с ними. Благодаря описательной природе методики и той беседы, которая может быть проведена на ее ос-нове психотерапевту становится ясной степень эмоциональной и физиче-ской близости между членами семьи. Также могут быть изучены взаимоот-ношения между членами семьи, даже если это изучение эмоционально трудно для клиентов и представляет собой нечто гораздо большее, чем со-ставление списка "значимых других".
Если семья осознает, что психотерапевт вполне отдает себе отчет в слож-ности и запутанности их взаимоотношений, они будут с большей готовно-стью делиться с ней сокровенной информацией о своей жизни.
Составляя экокарту семьи, психотерапевт по сути дела присоединяется к ней, становится ее членом, как-бы работает с ними над одним общим про-ектом, что Эттинью называет "процессом ретрибализации"("retribalization process").

Процедура

Данные могут быть получены от самого идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные связи семьи, на которые она мо-жет положиться. При этом могут быть заданы следующие общие вопросы:

"У Вас большая семья?" "Вы работаете?" "Ваши соседи помогают вам?"

Постепенно психотерапевт может перейти к более конкретным вопросам:

"Близки ли вы с членами вашей семьи?" "Нравится ли вам ваша работа?" "Кого вы можете попросить о помощи?" "Расскажите о своих родственни-ках - где они живут, чем
занимаются?" "Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу,
переписываетесь?" "Активно ли вы участвуете в деятельности церковной общины?" "Есть ли у вас контакт с администрацией школы, в которой
учатся ваши дети?" "Есть ли у вас семейный доктор?" "Есть ли у вас близ-кие друзья?" "Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?"

Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются в терминах их значимости и близости. Люди, жи-вущие под одной крышей группируются ближе друг к другу, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки (с точки зрения иденти-фицированного клиента). Знакомые друг другу индивиды соединяются ли-ниями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические пове-денческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье - проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого - нет.
Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на симво-лах и техниках, привычных для генограммы и социограммы (см. соответствующие разделы данного пособия).

Пример

В этом примере приводится экокарта для случая неполной семьи, состоя-щей из матери и двух дочерей (см. рис.5). Она состоит из матери-Роберты (разведенной с отцом, Джо), и двух детей, Салли и Ким. В экокарту вклю-чены также другие социальные организации, друзья и родственники. Иден-тифицированным пациентом является Ким, у которой имеются проблемы в школе, дома и в отношениях с друзьями.
Ким гримасничает в школе, ведет себя как клоун, что часто является ис-точником конфликтов с учителями. Директор и школьный психолог разго-варивают с Ким и приглашают в школу Роберту. У Ким есть двое друзей, живущих в том же квартале, с которыми она порой играет, предпочитая их школьным приятелям.
Салли - прилежная ученица, она хорошо чувствует себя в школе, где у нее имеется круг друзей. У нее начинает пробуждаться интерес к мальчикам. Она часто ругает Ким, доминируя над ней. Девочкам нравится проводить время с семьей Джо. Роберта работает медсестрой. Ей нравится работа и ее удовлетворяет получаемый заработок. На экокарте это отношение пред-ставлено позитивной связью с больницей, идущей в двух направлениях. Хотя идентифицированным пациентом является Ким, ясно, что именно Ро-берта больше всего нуждается в поддержке, будучи вовлеченной в боль-шинство конфликтов. Она чувствует одиночество и изоляцию.
Данный пример иллюстрирует то, как процесс создания экокарты побуж-дает всех вовлеченных лиц, терапевта и пациентов, прилагать совместные усилия в сборе информации. Вовлечение в эту совместную деятельность позволило Роберте, детям и терапевту начать развивать отношения, осно-ванные на взаимном доверии и заботе друг о друге.
Описывая проблему, Роберта говорила об испытываемом ей чувстве раз-очарования. Она ощущала, что теряет контроль над своими дочерьми.
Из рисунка 5 видно, что Роберта является матерью двух девочек. Младшая, Ким, является источником проблем в школе. Работники школы часто про-сят Роберту забирать Ким домой из школы. Несмотря на то, что это являет-ся проявлением заботы с их стороны, Роберта сердится на работников школы и чувствует, что она не справляется с требованиями, которые, как она чувствует, предъявляет ей школа. Работники школы активно пытаются найти пути разрешения ситуации с Ким. Обратите внимание, что на эко-карте школа изображена как организация, поддерживающая Ким, а отно-шение Роберты к школе - как конфликтное.
Роберта разведена с Джо уже четыре года. Это отношение изображено на диаграмме как конфликтное, так как Роберта возмущена безответственно-стью Джо в отношении материального обеспечения детей. Родители Джо близки к детям и пытаются помочь Роберте с детьми, в том числе с мате-риальной стороны. Однако Роберта обижена на семью Джо и вследствие этого ей трудно принять их помощь. Она говорит, что не отзывается на их попытки перемирия, и это показано на диаграмме при помощи стрелок, об-ращенных от семьи Джо к Роберте, при том, что стрелки, идущие от Робер-ты к их семье, отсутствуют.
Хотя в юности Роберта уделяла значительное время церкви, теперь эта связь не играет в ее жизни существенной роли. Семья Роберты живет за 2 000 миль от нее, и она ее почти не посещает. Оба этих типа отношений по-казаны пунктиром, что указывает на отсутствие сильной связи.
У Роберты есть несколько друзей, и она помогает им чем может (например, ходит в магазин или нянчит маленьких детей), однако ей неудобно просить их о необходимой ей помощи. Это изображено на экокарте при помощи стрелок, которые показывают передачу энергии от Роберты к ее друзьям.
Роберта с большим вниманием изучала наглядное описание своей семьи и ее отношений к различным людям и организациям. Экокарта помогла ей увидеть, что она не использовала полностью поддержку, которая была ей доступна. Терапевт вместе с Робертой обсудили, каким образом Роберта могла чувствовать себя более комфортно, обращаясь за помощью к друзь-ям. Кроме того они исследовали возможность большего принятия Робертой семьи Джо, ценя и приветствуя их заботу о детях и помощь им, что скорее всего поможет детям поддерживать отношения с семьей Джо. Это также поможет Роберте лучше справляться с грузом ответственности воспитания двух дочерей.

Использование

Само участие в составление экокарты семьи и изучение получившейся диа-граммы стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники на-пряжения и конфликтов. Это прежде всего важно для закрытых семей, ко-торые варятся в собственном соку и не могут найти несомненно уже суще-ствующие вокруг них ресурсы для улучшения положения. Экокарта особо полезна для семей, которые предъявляют психотерапевту не одну, а не-сколько проблем. Не только психотерапевты, но и другие социальные ра-ботники могут найти данную технику весьма полезной для изучения мета-семейной среды и тех стрессовых факторов, которые имеются во взаимо-действиях данной семьи с другими социальными институтами. Каждому социальному институту в действительности что-то нужно от данной семьи, они склонны семьей манипулировать, вступая при этом в противоречия друг с другом и друг с другом соревнуясь. Важно увидеть в этих социаль-ных институтах источники ресурсов, а не только источники негативных манипулятивных влияний.
Информация, которуя дает семья в ходе заполнения экокарты, в иных ус-ловиях может не проявиться, о чем-то они могут просто забыть сказать, что-то не будет упомянуто из-за естественного для психотерапевтической ситуации сопротивления. Экокарта указывает на место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте. Становятся очевидны-ми изолированные индивиды, звезды и всевозможные альянсы.
Заполнение экокарты может сделать возможной встречу профессионалов, работающих с семьей, друзей семьи ( Speck, Atteneave ,1973) или создание "суррогатной семьи"( Lifton, Tavantzis , 1979) - См.технику "Суррогатная семейная группа" в 7-й главе.
Редактор
Сообщения: 31
Репутация пользователя: 0

Строка для библиографии: Экокарта. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t204.html]

Вернуться в Техники семейной терапии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron