Фотография (монодрама)

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 05 окт 2008, 18:39

Источник: Rosa Cukier. Bipersonal Psychodrama: Its Techniques, Therapists, and Clients
Перевод: Корниенко Павел


Эта техника улучшает исследование сцен из прошлого. Мы можем работать со старыми фотографиями, которые клиент спонтанно сам принес с собой, или мы можем попросить его принести несколько фотографий. Эта техника особенно полезна для тех клиентов, которые плохо помнят первые годы своей жизни.

Описание техники
Мы предлагаем клиенту выбрать и принести некоторые из его фотографий, на которых запечатлены важные моменты в его жизни. Если мы хотим исследовать какой-то конкретный период его жизни, мы можем сформулировать нашу просьбу более конкретно, например, попросить принести несколько детских фотографий.

Когда клиент принесет фотографии, мы можем попросить его выбрать одну их них для работы на этой сессии, руководствуясь любым критерием на его выбор.

Когда клиент возьмет фотографию в руку, мы просим его закрыть глаза, и побыть самим собой за несколько минут до того, как эта фотография была снята, и произнести монолог (мы используем психодраму в воображении в этом месте).

Теперь мы можем построить сцену этой фотографии. Мы просим клиента разместить всех действующих лиц, представленных на фотографии (для этого можно использовать подушки и любые другие предметы в комнате), и обменяться с ними ролями. Тут используется быстрый обмен ролями для прояснения актуальных мотивов действующих лиц. Введение в каждую роль тут необходимо.

После этого мы просим клиента побыть самим собой в этой фотографии и произнести монолог из роли. Терапевт может интервьюировать клиента или предлагать ему обмен ролями в соответствии с тем материалом, который будет появляться. Интересно предложить клиенту поменяться ролями с фотографом, потому что фотограф отстранен от непосредственной динамики сцены и может быть использован как сторонний наблюдатель (строго говоря, как зеркало).

В конце мы предлагаем клиенту создать новую фотографию, которая будет лучше интегрировать и выражать, что он чувствовал тогда.
Эта техника может работать и с воображаемой фотографией, а не только с настоящей. Часто клиенты помнят некоторые фотографии и соответствующие им чувства и людей, что позволяет нам находить важные события в их памяти.

Пример
a) Клиент: M., 23 года, мужчина, семь месяцев в терапии.
b) Почему терапевт предложил эту технику: M. спонтанно принес фотографию на очередную сессию. Он хотел показать мне группу скалолазов, с которой он не общался уже длительное время. В общем у M. не было друзей, и эту группу он считал «ненастоящими друзьями».
c) Описание ситуации: на фотографии были запечатлены подростки, стоящие в две линии, одна перед другой. M. был в заднем ряду. У него была шаблонная улыбка, и казалось, что он через силу пытается смеяться. Его руки были перекрещены.

Немного впереди перед двумя рядами подростков на фотографии был невысокий мальчик, который широко улыбался, и казалось, что он кривляется перед фотографом. Это бы группа подростков возрастом от 14 до 18 лет, одетых в спортивные костюмы, ботинки и футболки. Фотография была снята в сельской местности. Я попросила М. построить эту сцену, используя подушки моего кабинета, и занять в этой сцене свое место. Я использовала фотографию для того, чтобы скорректировать его позу и осанку соответственно изображенной на фотографии (он не обратил внимания на свою улыбку и скрещенные руки).

Я попросила его почувствовать эту улыбку, усиливая ее, и рассказать мне, что он чувствует при этом.

К: Это фальшивая улыбка для них, чтобы они думали, что я улыбаюсь.

T: И если ты не хочешь, чтобы они знали что-либо, что, ты думаешь, ты хочешь сделать с таким выражением лица?

К: Я не буду делать ничего. Я буду стоять.

Т: Обрати внимание на руки, смотри, как они напряжены, усиль это, сожми их еще сильнее. Скажи, что это дает тебе?

К: Я держу свои руки, потому что если я не… Я хочу ударить Льюиса (мальчика на переднем плане, который кривляется).

Т: Иди к Льюису, и ты можешь его ударить так сильно, как ты хочешь.

К: Я не уверен, если я действительно ударю его… Может быть, я просто скажу ему, что я чувствую по отношению к нему.

Т: Скажи это!

К (с большим трудом): Я не хочу говорить. Я лучше не буду говорить ничего. Это не важно.

Т: Соберись еще раз, это важно сказать ему, попробуй!

К: Я хочу сказать ему, что он обещал быть рядом, помогать мне, если у меня будут возникать сложности. Но в реальности он не заботился обо мне, он был со всеми. Это правда, что он один отвечал за всю группу, но он не делал даже этого хорошо. Он поднимался в гору небрежно, он наступал на качающиеся камни, все могли пострадать от этого.

Т: Хорошо! Скажи это ему.

К (Повторяет то же самое от первого лица с уверенностью в голосе.)

Т: Поменяйся с ним ролями и ответь.

К: Так, как будто я бы был им?

Т: Да.

К (в роли Льюиса): Да ну… Каждый сам за себя! У меня нет времени, чтобы возится только с тобой. У меня много дел, и ты слишком трусишь. Никто не боится, только ты.

Т: Поменяйтесь ролями и ответь ему.

К (в своей роли): Но ты говорил мне, что будешь помогать мне. Было бы лучше, если бы ты не говорил мне этого. Я бы не пошел. И ты небрежен по отношению к твоей группе.

Т: (Предлагает очередной обмен ролями.)

К (в роли Льюиса): Если ты не хочешь идти - не иди, а твое мнение мне неинтересно.

Т (предлагает М. выйти из ролей, и посмотреть на эти взаимоотношения со стороны, и попробовать вспомнить, что они напоминают ему): Смотри, М., ты просишь особого отношения к себе по сравнению с другими. А он не заботится о тебе, он слишком занят и ему не важно твое мнение.

К (почти сразу): Это напоминает мне мою маму и меня. Она всегда заботилась о бабушке и тетке и никогда не воспринимала меня серьезно, когда я говорил ей заняться собой и не нести все на своих плечах.

Т: …И у нее не было времени быть с тобой?

К: (Кивает головой.)

Т: …Это заставляло тебя злиться и фрустрировало тебя, и ты чувствовал себя бессильным изменить ее.

К: (Растеряно и молча кивает головой.)

Т: Ты знаешь, М., ты, вероятно, был прав, когда решил, что бесполезно говорить твоей матери правду, это не могло ее изменить. Но я не уверена, что это бесполезно по отношению ко всем остальным. Если ты по крайней мере попробуешь говорить людям о своих чувствах, ты дашь другим шанс отличаться от твоей матери. Сейчас я хочу предложить тебе сделать другую фотографию, в которой ты не будешь скрывать то, что чувствуешь на самом деле.

К (Строит фотографию. Занимает свое место без улыбки и с расслабленными руками.): Но я не хочу набираться смелости, чтобы говорить ему что-либо.

Т: Хорошо… По крайней мере ты выразил себя и больше не сдерживаешься (терапевт демонстрирует ему скрещенные руки), не скрываешь свою злость и обиду. Может, постепенно ты сможешь говорить об этом и другим тоже.


Комментарий: Клиент встретился со своей собственной матерью и столкнулся с тем, что он ждет и надеется получить от нее.


Похожее: Диалог со своей фотографией
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 841
Репутация пользователя: 28




Строка для библиографии: Фотография (монодрама). Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t195.html]

Метки темы

примеры психодрамы, техники монодрамы

Вернуться в Техники монодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron