Источник: http://www.apollina.ru/Library/Kuchinsky/Kuchinsky2.php
МИФОДРАМА
Автор: Михаил Кучинский
Мифодрама начинается с того, что ведущий напоминает участникам основной сюжет предстоящего проживанию мифа. Затем прописываются все роли, которые присутствуют по сюжету. Далее методом социометрии выбираются люди на определенные роли. Люди оставшиеся без роли составляют собой «хор», по аналогии с греческими мистериями, и так же участвуют в процессе. Если кто-то из «хора» хочет вмешаться в процесс, он имеет полное право на это, причем может взять на себя произвольную роль. Участники, играя каждый свою роль, не должны притворяться.
Проигрывание происходит от чувств испытываемых в этой роли, то есть, как человек ощущает себя, находясь в роли, так он себя и ведет. Запрещено в ходе мифодрамы проявлять агрессию в физической форме, а так же перебивать и оскорблять друг друга.
Задача ведущего - следить за ходом мифодрамы, по сути, он выполняет роль, которую выполнял в архаическом обряде шаман. Он берет на себя ответственность за происходящее. Ведущий следит за реакциями людей, может вмешиваться в процесс и даже остановить его, если сочтет это необходимым. Так же он предусматривает возможные негативные реакции людей, и, если считает нужным, предупреждает их до их проявления. Так же, если кто-либо нуждается в поддержке в ходе мифодрамы, ведущий по своему усмотрению может её оказывать. В общем, ведущий - это тот, кто держит под контролем мифодраматическое пространство. Также на нем лежит задача помощи в успешной интеграции мифодраматического опыта у участников. По усмотрению ведущих, мифодрама может озвучиваться музыкой соответствующей уровню драматичности сюжета, а так же могут использоваться символические атрибуты, присущие тому или иному герою драмы.
В ходе мифодрамы, миф выступает как некий шаблон, матрица. Ни одна мифодрама не может быть окончена, и целостна, пока не пройдет все стадии, события разыгрываемого мифа. Когда происходят отступления от мифических событий в сторону личностных процессов участников, то люди буквально на физическом уровне начинают ощущать не состыковки. Они проявляются в ощущении головных болей, тошноты и общем подавленном состоянии. Но при возвращении к мифическим событиям наступает спад этих негативных состояний.
Миф можно рассматривать, как замкнутую многогранную фигуру, грани которой являются значимыми событиями. Эта фигура является матрицей, и когда люди проигрывают миф, они как бы встраиваются в эту матрицу. Каждый миф несет в себе информацию, о каком либо общем для всех людей психическом процессе. Это могут быть процессы смерти, рождения, кризисных периодов, стадий психического и психосексуального развития и другие значимые для человека темы. Но миф являет собой гармоничную схему того «как это должно быть». Люди, участвующие в мифодраме, имеют собственный, личный опыт проживания этих процессов, и можно сказать, что у каждого человека существует свой «личностный миф» на ту или иную тему. Но эти «личностные мифы» имеют свои формы отличающиеся от матрицы мифа общего. Личностные формы во многих жизненных процессах закладываются неправильно, и зачастую сопровождаются комплексами, которые как уродливые грани выпирают из личностной формы. А мифодрама предлагает иную, гармоничную структуру мифа. И в процессе ее проживания получается, что в психике участников происходит реставрация личностных форм на мифическую форму. После длительной проработки, начинает происходить слияние личностной формы с мифической.
Если в ходе проживания мифа происходят отклонения в сторону от линии развития мифа, то эти отклонения происходят в сторону личностного мифа человека, его мировоззрения. Мифодрамма может зайти в тупик и прекратить свое развитие, и выход из тупика происходит тогда, когда фигура реконструирует свой личностный миф. Эта реконструкция происходит либо при помощи других фигур, либо при возврате ведущим сюжетной линии до того момента, когда началось тупиковое движение, либо при осознании фигурой своих бесперспективных действий. Изменить ход мифа невозможно, участники должны пройти все этапы в ходе развития мифа. Сложности часто возникают как раз на преодолении этапов. Если сюжетная линия не соблюдается, то начинается хаотическое действие, которое оказывает фрустрирующее воздействие на участников. Но проигрывание мифа имеет сходство с «путешествием на ощупь», где сюжетная линия - единственный путь, и рано или поздно участники на него выходят.
Вхождение в миф происходит с того момента, когда ведущий опрашивает участников, как они себя чувствуют в своих ролях и как относятся к другим героям. И совершенно не обязательно, что отношения героев в мифе будут совпадать с отношениями героев в мифодраме. Это несовпадение и есть проявление личностных мифов. Дальше начинается выяснение причин этих отношений, и негативные - должны быть пережиты и урегулированы до таких взаимоотношений, которые существуют в реальном мифе. Возможно, что эти отношения будут даже лучше, чем в мифическом сюжете, но они не должны быть ниже тех отношений, которые существуют в мифе. В процессе урегулирования этих отношений происходит реставрация и коррекция личностных мифов.
Эмоциональная включенность людей в миф происходит по причине того, что выявляются их личностные мифы, которые часто носят травматический характер. Эмоции, испытываемые участниками подлинны, и могут проявляться экспрессивнее в отличие от повседневного их проявления. Причинами этого служит сильное травматическое напряжение, связанное с жизненным этапом символически отраженным в проигрываемом мифе. Это может являться показателем существования в психике травмированной зоны и ее реконструкцией. Помочь в этой реконструкции тоже задача ведущего.
Самой распространенной физиологической реакцией является головная боль, испытываемая участниками в процессе. Она появляется в момент захода процесса в тупик, при некоторых моментах, носящих алогичные черты, при непринятии человеком происходящего, при разрушении психологических защит человека. Голова у участников начинает болеть, когда происходит тяжелое прохождение этапов мифа, сопряженное с разрушением выработанных защит. Проходит головная боль после того, как этап будет полностью пройден, и произойдет реконструкция личностного мифа на проблемном этапе. Проявление психосоматических болей очень частое явление на мифодраматических сессиях, и, на них необходимо обращать внимание, так как они напрямую связаны с тем этапом, в момент которого появились. Психосоматика проходит также после прохождения этапов, вызвавших ее, и после реконструкции личностного мифа. Ведущий и здесь может помочь участнику, если считает нужным, но он обязательно его держит под контролем.
Неожиданными как для участников так и для ведущих могут быть эмоциональные проявления. Это происходит по причине того, что миф открывает в человеке такие стороны его личности, о которых человек и не подозревал. Эти стороны личности могли быть подавлены или вытеснены, а мифодрама, следуя мифологеме, подняла их из бессознательного и проявила. Это может быть неожиданная агрессия, обида, чувство вины или наоборот позитивное чувство, например, безграничная любовь или нежность к окружающим. С этими процессами нет никаких проблем при условии, что они адекватно выражаются, но также участники могут находится в состоянии, приближенном к детскому восприятию мира, и проявлять свои эмоции из этих детских состояний, которые не всегда адекватны. Контролирует данный процесс тоже ведущий.
Самым интересным и приятным явлением в процессе мифодрамы являются озарения, которые испытывают участники. Озарения могут касаться каких-то жизненных вопросов, на которые человек долго не мог найти ответ. Часто это бывают коллективные инсайты, например, все могут вдруг понять, откуда взялась та или иная социальная установка или, как можно решить какую-либо общественную проблему. Инсайты, это такие открытия, которые ранее были невозможными из-за ложности некоторых сторон личностного мифа. После того, как происходит его реставрация, начинается встраивание разных элементов, находящихся до этого не состыкованными.
Мифодрама считается оконченной после того, как будут проиграны все этапы мифа. Полная интеграция не происходит сразу же, она происходит постепенно в ходе реальной жизни. Ведущий подводит итог того, что было сделано, и просит каждого, кто хочет, озвучить свои переживания. После обсуждения происходит символическое снятие ролей. Это может быть отряхивание с себя роли, а также действия, имитирующие омывание себя водой, и произнесение фразы: «Я больше не…..». Приветствуется дальнейшее обсуждение между участниками, так как это помогает осознанию проигранного мифа и процессу его интеграции.
Роль ведущего, с одной стороны, очень сторонняя, так как ведущий позволяет течь процессу своим ходом. С другой стороны, ведущий настолько контролирует процесс, что без него мифодрама не сможет осуществиться. По причине того, что контролировать подобное пространство очень сложно, работа ведущего является трудной. Поэтому мифодраму часто проводит несколько ведущих. Ведущий, который проводит мифодраму в одиночку, либо очень опытен, либо очень неопытен.
Влияние мифодрамы на обыденную жизнь человека заключается в том, что человек начинает менять вокруг себя пространство. Эти перемены могут происходить, начиная с интерьера в доме и заканчивая местом работы, или вообще видом деятельности. Жизненная ситуация, построенная на ложном понимании себя и мира, после замены старого фундамента на гармоничный, рушится, и человек выстраивает новую жизненную ситуацию, исходя из нового реконструированного миропонимания.
Исследования мифодрамы показали, что изменение сюжетной линии в приобщении к мифу невозможно. Прохождение этапов развития мифа происходит путем коррекции мировоззрения участника формой предлагаемой мифом. При анализе этапов мифа, на которых происходит отклонение в сторону личностного мифа, можно диагностировать проблемный этап в развитии личности. Мифодрама помогает обнаружить и терапевтировать данный этап развития личности.