Наталия Кожина 28 сен 2008, 16:04
Спасибо, Илюшка, что описал подробно, что было на семинаре. Мне осталось лишь дополнить твой рассказ своими впечатлениями и мыслями.
Итак, первый вечер. После короткого представления участников Морено задал нам простой, на первый взгляд, вопрос: что такое музыка? И общими усилиями мы пришли к выводу, что музыка - это гармоничное упорядоченное сочетание звуков, произведённых намеренно. Эти упорядоченные звуки - древнейший механизм общения и самовыражения людей, поэтому устанавливать контакт друг с другом людям проще всего через музыку.
Однако наше понимание музыки сильно обусловлено культурным контекстом. Для демонстрации этого Морено дал нам прослушать три музыкальных фрагмента: один фрагмент - отрывок из кантаты Сергея Прокофьева "Александр Невский", написанный в минорной тональности, один мажорный фрагмент европейской классической музыки и третий фрагмент - восточная, североиндийская музыка, наигранная на ситаре.
После прослушивания каждого из фрагментов Морено спрашивал нас, с каким настроением ассоциируется у нас эта музыка. Естественно, минорная музыка у большинства присутствующих вызвала чувства печали, надежды, тревоги, нежности и проч. Мажорная музыка вызывала чувства лёгкости, игривости, флирта, радости и проч. А вот по поводу третьего фрагмента у участников семинара возникли разногласия: кому-то эта музыка показалась медитативной, кому-то тяжёлой, кому-то лёгкой, кому-то тревожной, кому-то успокаивающей, а кому-то, как мне, например, было сложно определить чувства, вызванные этой музыкой.
На меня эта наглядная демонстрация влияния культуры на наше восприятие музыки произвела сильное впечатление, потому что я вроде как всегда это знала, но никогда с такой очевидностью этого не наблюдала.
Из этой демонстрации Морено сделал вывод, что не существует универсального языка музыки. Для каждой культуры и каждого отдельно взятого человека та или иная музыка может быть наполнена индивидуальным, неповторимым смыслом. Морено призвал нас не забывать об этом при работе с музыкой в качестве музыкальных терапевтов и при работе с музыкой в психодраме. Именно из-за разнообразия языков музыки, музыкальным терапевтам необходимо знать множество музыкальных языков и при работе с клиентом использовать музыку, которая близка, прежде всего, клиенту, а не нам как терапевтам.
В этом смысле меня поразил факт, что в американских школах стали использовать популярный среди молодёжи рэп для обучения детей математике. С помощью музыки умственно отсталых детей можно учить счёту, различению цветов или способности различать формы. Музыка помогает слепым становиться менее эмоционально замкнутыми и даже глухим людям, если они хотя бы немного слышат, музыка помогает становиться более гармоничными людьми. Нормальным людям музыка помогает гармонизировать два полушария мозга и гармонизировать свою чувственную сферу
Музыкальная терапия отличается от других способов использования музыки тем, что применяет музыку для достижения терапевтических целей. Например, музыкальный терапевт помогает роженице подобрать музыку, помогающую ей достигать максимального расслабления. Доказано, что роды, проходивши под такую музыку, оказывались более лёгкими.
Дальше Морено коснулся истории музыкальной терапии. Как отдельное направление психотерапии музыкальная терапия существует не более 60 лет, однако имеет глубокие корни в шаманской традиции, где шаманы использовали музыку для вхождения в транс и общения с духами. Об этом уже писал Илюшка, поэтому я не буду повторяться.
Что касается использования музыки в психодраме, то нам удалось увидеть это во второй день семинара. Начался этот день с небольшого разогрева, использующего, как и было обещано, музыку и образное представление. А было это так: под плавную мелодичную музыку Джозеф попросил нас представить с закрытыми глазами лодку на озере и себя в лодке. Он попросил нас довериться лодке и посмотреть, куда она нас насеёт. Во время путешествия он давал инструкцию, что по берегам озера мы можем видеть картины, имеющие отношение к нашему прошлому, настоящему или будущему. В конце путешествия он попросил нас мысленно вернуться в то место, из которого мы это путешествие начали. Затем в кругу было обсуждение опыта, пережитого каждым из участников во время этой короткой визуализации. И во время этого обсуждения Джозеф фокусировал клиентские запросы участников группы.
В итоге был выбран протагонист, с которым впоследствии велась музыкальная психодрама. Запрос клиентки и подробности протекания психодраматической сессии я не буду здесь описывать из этических соображений. Да и не нужно это. Самое важное – как Джозефу удавалось использовать музыку в процессе психодраматической работы.
В работе протагонистки чётко были выражены два времени: сейчас и в будущем. С настоящим временем протагонистка связывала чувства дисгармонии, загнанности, неудовлетворённости жизнью. На будущее протагонистка проецировала все свои самые радужные надежды, то есть можно сказать, что это было, скорее, не реальное будущее, а образ желаемого будущего. Оба времени были представлены в драме музыкальными темами.
Для создания музыкальной композиции «сейчас» Морено пригласил оркестр из вспомогательных лиц. Протагонистка сама определила, какие инструменты будут задействованы в этом оркестре, как и какую музыку они будут играть. Музыкальная тема желаемого будущего была представлена песней. В ходе драмы протагонитска пыталась прорваться из какофонии настоящего к гармонии реального будущего, а в конце драмы, когда она приблизила желаемое будущее, с помощью директора она сделала так, чтобы музыка этого желаемого будущего звучала громко, а звуки настоящего вовсе утихли. На этом драма и закончилась.
Конечно, как правильно отметил Илюшка, во время драмы мы также использовали музыкальное дублирование. То есть выражали с помощью музыки чувства протагонистки в тот или иной момент времени. И ещё, немного отступая от темы музыки, хочется сказать, что стиль ведения драмы Джозефа показался мне весьма и весьма директивным и вызывал много протестных чувств, хотя умом я понимаю, что и так тоже можно.
После этого, как Илюшка уже писал, мы играли музыку нашей жизни. То есть выражали через музыку, как мы сейчас чувствуем себя в жизни, какой видим нашу жизнь в целом. Музыкальные фрагменты записывались на плёнку и затем анализировались группой. Для меня в этом упражнении явилось открытием, какой глубины понимания собственной жизни и проблемы можно достичь через музыку. А особенно, если выражать свою проблему при помощи группы, что удалось сделать одной из участниц в третий день. В третий же день, как тоже писал Илюшка, мы танцевали под собственную музыку и с помощью этого достигалось ещё более глубокое понимание собственной жизни каждым из нас.
Вообще, третий день был посвящен музыке и арт-терапии, то есть совмещению музыки и танца, музыки и живописи и проч. Про музыку и танец Илюшка уже написал, что помимо танца под свою собственную музыку, мы создавали музыку, соответствующую движениям танцора. Это было очень необычно, поскольку в нашей культуре танец предполагает, прежде всего, движения и самовыражение под определённую уже существующую музыку, а здесь первоначальными были движения, а музыка их лишь сопровождала, как бы поддерживала танцора. Это давало танцорам ощущение свободы самовыражения.
Что касается музыки и живописи – мы смотрели различные неоднозначные картины (Фриды Кало, Дали, Брейгеля и проч.), играли музыку, соответствующую настроению, выраженному на этой картине и затем говорили о чувствах, которые эта картина у нас вызывала. После этого мы рисовали картины, соответствующие двум различным музыкальным фрагментам, и интерпретировали их.
В целом, как я поняла, совмещение арт-терапии и музыки заключается в том, чтобы почувствовать настроение, выраженное, например, через живопись или движение, а затем воспроизвести это настроение через музыку. Благодаря этому процессу, человек обретает навыки эмпатии, учится понимать невербальные языки и усваивает навыки перевода с одного языка на другой.
По поводу музыкальной терапии в работе с умирающими людьми можно сказать, что когда человек умирает, у него появляется большая потребность в общении. Но сейчас люди, в основном, умирают в больницах, где в момент смерти человека никого не оказывается рядом.
Потребность в общении у умирающего велика, поскольку ему хочется обнаружить в своей жизни что-то хорошее, понять, что жизнь была прожита не зря, что в ней был смысл. Помочь в процессе умирания человеку может музыкальный терапевт. Цель терапевта в работе с умирающими - дать человеку возможность умереть с миром. Сделать это можно, дав человеку возможность вспомнить позитивные моменты своей жизни, в частности, с помощью любимой музыки. То или иное музыкальное произведение может стать определённой квинт-эссенцией всей прожитой жизни человека, в нём может выражаться основные жизненные ценности и принципы человека или эта музыка может быть просто умиротворяющей и успокаивающей человека. Так что музыка может сыграть очень позитивную роль в процессе умирания.
Собственно, на теме про смерть наш семинар и закончился, по-своему, умер, много не досказав и недоделав. Например, мне хотелось бы ещё приобщиться к обещанной тайне синдрома музыкальной одаренности, сопоставить музыкальную терапию и блюз и получить из рук племянника скрижаль со словами отца-основателя о музыкальной драматизации. Но всего этого, к сожалению, не произошло. Значит, придётся обратиться к печатным источникам. Про музыкальное сопровождение психодраматического процесса можно прочитать в книге Я. Л. Морено «Психодрама», а боле подробно о совмещении музыкальной терапии и психодрамы в книги Джозефа морено «Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама», которую я сейчас и читаю.
Так что, в целом, семинар был очень интересным и полезным, но очень часто мне в нём не хватало драйва и динамики. Некоторые куски были очень затянуты, из-за чего до другой интересной информации мы даже не дошли. Но я всё равно очень рада, что была там. Кто знает, когда ещё представиться возможность встретиться с племянником Морено? Разве что ещё через 11 лет? :-)