[Москва] Дж. Морено. Музыка в групповой терапии и психодраме

Если вы были на какой-то из групп, напишите пару строк о ваших впечатлениях тут

Сообщение Павел Корниенко 26 сен 2008, 14:52

С 19 по 21 сентября 2008 года состоялся семинар Джозефа Морено «Музыка в групповой терапии и психодраме» (Джозеф Морено - племянник Якоба Леви Морено)

Фотографии с семинара: http://aquatoriya.livejournal.com/14519.html



Программа прошедшего семинара
Пятница 19.09.08 (три часа)
Введение в музыкальную терапию
Источники творческих методов терапии в мировых традициях туземного целительства

Суббота 20.09.08 (шесть часов)
Музыка и образное представление
Музыка и психодрама
Проективные техники музыкальной терапии применительно к групповой психотерапии
Музыка и танце-двигательная терапия

Воскресенье 21.09.08 (шесть часов)
Музыка и арт-терапия
Музыкальная терапия и проблемы смерти и умирания
Тайна синдрома музыкальной одаренности
Музыкальная терапия и блюз: Празднование
«Слова отца-основателя»: Якоб Леви Морено о музыкальной драматизации.

Ссылки:
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31


Следующая страница

Сообщение Ilia Davyd 26 сен 2008, 14:53

Я не знаю, как тут стоит рассказывать. Попробую просто вспомнить, что было

Пятница, 19е
Пустили первый круг, кто зачем пришёл. Нас было человек 35, парней только 2е - я и Андрей. Джозеф сообщил, что последний раз был здесь лет 11 назад. Елена [Лопухина] на 1м круге сказала, что вот тогда, 11 лет назад, она пропустила этот воркшоп - поэтому пришла в этот раз). Далее, в общем, Джозеф читал лекцию с презентацией. Запомнились интересные параллели: шаманы (африканские, индейские, тихоокеанские) - те же психотерапевты. Вошёл в роль - тобой овладел дух того, в чью роль ты вошёл (прям сразу продемонстрировалось). Ещё момент запомнился - в шаманском сеансе с клиентом участвуют 3е: шаман, пациент и музыкант. Музыкант создаёт музыку/ритм, что позволяет шаману отлучиться от своих проблем, не затрачивая в общем, усилий. То бишь психотерапевту надо сосредоточиться, чтобы не фонить с клиентом своими проблемами, а шаман под музыку просто входит в транс, и занимается лечением, отключив своё левое полушарие
Джозеф задал д.з. на воскресенье - найти ту музыку, под которую хотели бы умирать. то бишь представьте, что вам осталось пару часов жить. С какой музыкой хотели бы уйти?
(меня это сильно зацепило, особенно после воркшопа, буду ещё много думать по этому поводу)

Суббота, 20е
Хронологическую последовательность не помню, но было вот что:
психодрама с дублированием музыкой (то бишь мы просто вместо того, чтобы подходить сзади и озвучивать, пытались передать/дублировать через музыку - а инструменты у нас были разные и много, спасибо плэйбэку, который в том же помещении проходит :) Да, уметь играть - не нужно и может помешать (как актёрское умение при исполнении роли в психодраме), нужно просто стараться искреннее самовыражаться через музыкальный инструмент, который понравился (в общем, удивляться нечему), было и усиление эмоций с помощью музыки, и дирежирование музыкантами протагонистом (естественно, с подачи директора драмы)
ещё было самовыражение через музыкальные инструменты (мы просто играли, как чувствовали, как мы воспринимаем себя в жизни сейчас) - и нас записывали на плёнку. Потом при проигрывании пленки не играющие пытались понять, что игравший хотел сказать, что выразить, его состояние. Затем игравший озвучивал, что же он хотел сказать. В общем, совпадало, вдобавок было и то, о чём игравший не задумывался, но что тоже было (собиралось по обратной связи)

Воскресенье, 21е
пытались играть оркестром под дирижирование Джозефа. он учил нас слушать друг друга - не вносить своё эго своей музыкой, а слушать других и подстраиваться, чтобы создавать общую музыку.
ещё было - желающие выражались танцем/движениями под музыку оркестра. точнее, наоборот - клиент начинал двигаться, как ему было ближе, его танец, а оркестр подхватывал, подстраивался под него. затем ещё танцевали по музыку, записанную нами же в субботу. клиент, исполнивший музыку, под неё же (запись плёнки) двигался, как чувствовал
потом разбились на пары и танцевали. в паре один двигается, а 2й его дублирует, потом меняемся - другой двигается, а 1й его дублирует. менялись так часто.
и в конце были треки (желающие ставили), под которые хотели бы уйти из этого мира. Джозеф обратил внимание - это та музыка. которую хотим оставить после себя, с чем бы мы уходили, то, что можно было бы передать в память о нас нашим детям/друзьям, когда мы уйдём. впрочем, я увлёкся

ps
вот. основу накатал. не знаю, Пашка, в правильном ли месте сайта публикую - перемести куда надо, если чё. а ещё жду, что кто-нить из тех. кто был на воркшопе (Натаха, например О_о) ещё чего добавит, что я упустил или мне было не важно
Аватара пользователя
Ilia Davyd
Сообщения: 15
Репутация пользователя: 9

Сообщение Павел Корниенко 26 сен 2008, 20:37

Спасибо, здорово.
Немного удовлетворилось мое любопытство )) Да и твой рассказ уже сам по себе, несколько разширяет поле возможностей психодраматической работы. Очень интересно читать. Части меня очень хотелось на этот семинар, но другая часть сказала - что мне будет перебор, если я буду на все ходить ))

Год назад, я случайно попал на 3-х часовую мастерскую Вадима Каневского, и мне очень понравилось то что мы там делали. На мастерской для меня произошло некое прикосновение к красоте, и это было очень интересно и захватывающе. Я до сих пор помню это ощущение. Я понял как здорово, когда терапевтическая работа не только терапевтична, но и красива в лучшем смысле этого слова. И на фоне красоты, слово "терапевтичность" даже несколько меркнет. Я уверен, что для любого человека - создавать что-то красивое, действительно красивое - это в высшей степени терапевтично. В этом смысле у Вадима была вполне психодрама, хотя он ей и не занимается. Вот с тех пор я присматриваюсь ко всему, где еще можно было бы к этой красоте и спонтанности творчества прикоснуться. )

И это тогда расширило мое восприятие, и важно до сих пор. И когда я представляю картинки из твоего рассказа - это тоже расширяет восприятие. Спасибо. )
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31

Сообщение Леонид Огороднов 26 сен 2008, 23:25

Павел Корниенко писал(а):Год назад, я случайно попал на 3-х часовую мастерскую Вадима Каневского, и мне очень понравилось то что мы там делали.
Помню, помню такого, давно это было, уже и фамилию забыл, а сейчас ты напомнил - и теплые чувства накатили. Действительно классно было.
Леонид Огороднов
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 2

Сообщение Ilia Davyd 27 сен 2008, 11:34

вдогонку..
тебе тоже спасиб, Паш. если б не твоя инфа здесь на сайте об этой мастерской - фиг бы я о ней узнал и нацелился туда идти.
так что этот сайт у меня единственный ренсурс о психодраматических событиях и тусах в Москве)
Аватара пользователя
Ilia Davyd
Сообщения: 15
Репутация пользователя: 9

Сообщение Наталия Кожина 28 сен 2008, 16:04

Спасибо, Илюшка, что описал подробно, что было на семинаре. Мне осталось лишь дополнить твой рассказ своими впечатлениями и мыслями.

Итак, первый вечер. После короткого представления участников Морено задал нам простой, на первый взгляд, вопрос: что такое музыка? И общими усилиями мы пришли к выводу, что музыка - это гармоничное упорядоченное сочетание звуков, произведённых намеренно. Эти упорядоченные звуки - древнейший механизм общения и самовыражения людей, поэтому устанавливать контакт друг с другом людям проще всего через музыку.
Однако наше понимание музыки сильно обусловлено культурным контекстом. Для демонстрации этого Морено дал нам прослушать три музыкальных фрагмента: один фрагмент - отрывок из кантаты Сергея Прокофьева "Александр Невский", написанный в минорной тональности, один мажорный фрагмент европейской классической музыки и третий фрагмент - восточная, североиндийская музыка, наигранная на ситаре.

После прослушивания каждого из фрагментов Морено спрашивал нас, с каким настроением ассоциируется у нас эта музыка. Естественно, минорная музыка у большинства присутствующих вызвала чувства печали, надежды, тревоги, нежности и проч. Мажорная музыка вызывала чувства лёгкости, игривости, флирта, радости и проч. А вот по поводу третьего фрагмента у участников семинара возникли разногласия: кому-то эта музыка показалась медитативной, кому-то тяжёлой, кому-то лёгкой, кому-то тревожной, кому-то успокаивающей, а кому-то, как мне, например, было сложно определить чувства, вызванные этой музыкой.

На меня эта наглядная демонстрация влияния культуры на наше восприятие музыки произвела сильное впечатление, потому что я вроде как всегда это знала, но никогда с такой очевидностью этого не наблюдала.

Из этой демонстрации Морено сделал вывод, что не существует универсального языка музыки. Для каждой культуры и каждого отдельно взятого человека та или иная музыка может быть наполнена индивидуальным, неповторимым смыслом. Морено призвал нас не забывать об этом при работе с музыкой в качестве музыкальных терапевтов и при работе с музыкой в психодраме. Именно из-за разнообразия языков музыки, музыкальным терапевтам необходимо знать множество музыкальных языков и при работе с клиентом использовать музыку, которая близка, прежде всего, клиенту, а не нам как терапевтам.

В этом смысле меня поразил факт, что в американских школах стали использовать популярный среди молодёжи рэп для обучения детей математике. С помощью музыки умственно отсталых детей можно учить счёту, различению цветов или способности различать формы. Музыка помогает слепым становиться менее эмоционально замкнутыми и даже глухим людям, если они хотя бы немного слышат, музыка помогает становиться более гармоничными людьми. Нормальным людям музыка помогает гармонизировать два полушария мозга и гармонизировать свою чувственную сферу
Музыкальная терапия отличается от других способов использования музыки тем, что применяет музыку для достижения терапевтических целей. Например, музыкальный терапевт помогает роженице подобрать музыку, помогающую ей достигать максимального расслабления. Доказано, что роды, проходивши под такую музыку, оказывались более лёгкими.

Дальше Морено коснулся истории музыкальной терапии. Как отдельное направление психотерапии музыкальная терапия существует не более 60 лет, однако имеет глубокие корни в шаманской традиции, где шаманы использовали музыку для вхождения в транс и общения с духами. Об этом уже писал Илюшка, поэтому я не буду повторяться.

Что касается использования музыки в психодраме, то нам удалось увидеть это во второй день семинара. Начался этот день с небольшого разогрева, использующего, как и было обещано, музыку и образное представление. А было это так: под плавную мелодичную музыку Джозеф попросил нас представить с закрытыми глазами лодку на озере и себя в лодке. Он попросил нас довериться лодке и посмотреть, куда она нас насеёт. Во время путешествия он давал инструкцию, что по берегам озера мы можем видеть картины, имеющие отношение к нашему прошлому, настоящему или будущему. В конце путешествия он попросил нас мысленно вернуться в то место, из которого мы это путешествие начали. Затем в кругу было обсуждение опыта, пережитого каждым из участников во время этой короткой визуализации. И во время этого обсуждения Джозеф фокусировал клиентские запросы участников группы.

В итоге был выбран протагонист, с которым впоследствии велась музыкальная психодрама. Запрос клиентки и подробности протекания психодраматической сессии я не буду здесь описывать из этических соображений. Да и не нужно это. Самое важное – как Джозефу удавалось использовать музыку в процессе психодраматической работы.

В работе протагонистки чётко были выражены два времени: сейчас и в будущем. С настоящим временем протагонистка связывала чувства дисгармонии, загнанности, неудовлетворённости жизнью. На будущее протагонистка проецировала все свои самые радужные надежды, то есть можно сказать, что это было, скорее, не реальное будущее, а образ желаемого будущего. Оба времени были представлены в драме музыкальными темами.

Для создания музыкальной композиции «сейчас» Морено пригласил оркестр из вспомогательных лиц. Протагонистка сама определила, какие инструменты будут задействованы в этом оркестре, как и какую музыку они будут играть. Музыкальная тема желаемого будущего была представлена песней. В ходе драмы протагонитска пыталась прорваться из какофонии настоящего к гармонии реального будущего, а в конце драмы, когда она приблизила желаемое будущее, с помощью директора она сделала так, чтобы музыка этого желаемого будущего звучала громко, а звуки настоящего вовсе утихли. На этом драма и закончилась.

Конечно, как правильно отметил Илюшка, во время драмы мы также использовали музыкальное дублирование. То есть выражали с помощью музыки чувства протагонистки в тот или иной момент времени. И ещё, немного отступая от темы музыки, хочется сказать, что стиль ведения драмы Джозефа показался мне весьма и весьма директивным и вызывал много протестных чувств, хотя умом я понимаю, что и так тоже можно.

После этого, как Илюшка уже писал, мы играли музыку нашей жизни. То есть выражали через музыку, как мы сейчас чувствуем себя в жизни, какой видим нашу жизнь в целом. Музыкальные фрагменты записывались на плёнку и затем анализировались группой. Для меня в этом упражнении явилось открытием, какой глубины понимания собственной жизни и проблемы можно достичь через музыку. А особенно, если выражать свою проблему при помощи группы, что удалось сделать одной из участниц в третий день. В третий же день, как тоже писал Илюшка, мы танцевали под собственную музыку и с помощью этого достигалось ещё более глубокое понимание собственной жизни каждым из нас.

Вообще, третий день был посвящен музыке и арт-терапии, то есть совмещению музыки и танца, музыки и живописи и проч. Про музыку и танец Илюшка уже написал, что помимо танца под свою собственную музыку, мы создавали музыку, соответствующую движениям танцора. Это было очень необычно, поскольку в нашей культуре танец предполагает, прежде всего, движения и самовыражение под определённую уже существующую музыку, а здесь первоначальными были движения, а музыка их лишь сопровождала, как бы поддерживала танцора. Это давало танцорам ощущение свободы самовыражения.

Что касается музыки и живописи – мы смотрели различные неоднозначные картины (Фриды Кало, Дали, Брейгеля и проч.), играли музыку, соответствующую настроению, выраженному на этой картине и затем говорили о чувствах, которые эта картина у нас вызывала. После этого мы рисовали картины, соответствующие двум различным музыкальным фрагментам, и интерпретировали их.

В целом, как я поняла, совмещение арт-терапии и музыки заключается в том, чтобы почувствовать настроение, выраженное, например, через живопись или движение, а затем воспроизвести это настроение через музыку. Благодаря этому процессу, человек обретает навыки эмпатии, учится понимать невербальные языки и усваивает навыки перевода с одного языка на другой.

По поводу музыкальной терапии в работе с умирающими людьми можно сказать, что когда человек умирает, у него появляется большая потребность в общении. Но сейчас люди, в основном, умирают в больницах, где в момент смерти человека никого не оказывается рядом.

Потребность в общении у умирающего велика, поскольку ему хочется обнаружить в своей жизни что-то хорошее, понять, что жизнь была прожита не зря, что в ней был смысл. Помочь в процессе умирания человеку может музыкальный терапевт. Цель терапевта в работе с умирающими - дать человеку возможность умереть с миром. Сделать это можно, дав человеку возможность вспомнить позитивные моменты своей жизни, в частности, с помощью любимой музыки. То или иное музыкальное произведение может стать определённой квинт-эссенцией всей прожитой жизни человека, в нём может выражаться основные жизненные ценности и принципы человека или эта музыка может быть просто умиротворяющей и успокаивающей человека. Так что музыка может сыграть очень позитивную роль в процессе умирания.

Собственно, на теме про смерть наш семинар и закончился, по-своему, умер, много не досказав и недоделав. Например, мне хотелось бы ещё приобщиться к обещанной тайне синдрома музыкальной одаренности, сопоставить музыкальную терапию и блюз и получить из рук племянника скрижаль со словами отца-основателя о музыкальной драматизации. Но всего этого, к сожалению, не произошло. Значит, придётся обратиться к печатным источникам. Про музыкальное сопровождение психодраматического процесса можно прочитать в книге Я. Л. Морено «Психодрама», а боле подробно о совмещении музыкальной терапии и психодрамы в книги Джозефа морено «Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама», которую я сейчас и читаю.

Так что, в целом, семинар был очень интересным и полезным, но очень часто мне в нём не хватало драйва и динамики. Некоторые куски были очень затянуты, из-за чего до другой интересной информации мы даже не дошли. Но я всё равно очень рада, что была там. Кто знает, когда ещё представиться возможность встретиться с племянником Морено? Разве что ещё через 11 лет? :-)
Аватара пользователя
Наталия Кожина
Сообщения: 17
Репутация пользователя: 4

Сообщение Ilia Davyd 28 сен 2008, 17:09

Yess!
вот что значит конспект вести)) (ты ведь его использовала, Натах, чтобы написать так и столько О_о значит, он тебе всё-таки пригодился ;)
и теперь я твою привычку чуть лучше понимаю, Пашка) полезная всё-таки привычка
Аватара пользователя
Ilia Davyd
Сообщения: 15
Репутация пользователя: 9

Сообщение Леонид Огороднов 28 сен 2008, 18:49

Темой смерти закончить - это смело!
А вот такой вопрос: как это работает?
Понимая его идиотизм, объясню. Мне, как психодраматисту, много использующему мифодраму в работе, часто приходится отвечать на этот вопрос. Обычно я объясняю про архетипичность мифов, и про структурное подобие темы клиента и мифа. Но хотелось бы разнообразить и углубить свои ответы - вот этому я и хочу у вас поучиться.
Если у человека есть определенная тема для работы, то как с ней работать с помощью музыки? То есть если задача ставится - не общее развитие эмпатии, например, а работа, ну скажем, с отношениями в семье.
А вообще, потрясных два отчета, спасибо, ребята!
Леонид Огороднов
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 2

Сообщение Павел Корниенко 29 сен 2008, 01:33

Спасибо Наташ. Очень здорово.
Беру все ) А вот это беру, как самое понятное:
1. Музыкальное дублирование (можно еще придумать какое-нибудь такое дублирование по-аналогии, напр. дублирования звуками животных или вообще дублирование звуками)
2. Выражение состояния музыкой
3. И то, что ты в ЖЖ писала, когда музыка выступает метафорой жизни (и это тоже можно попробовать расширить, в принципе почему нельзя предложить сделать музыку как метафору напр. отношений)

Спасибо, очень содержательно.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 881
Репутация пользователя: 31

Сообщение Наталия Кожина 29 сен 2008, 23:53

По поводу того, как это работает.

На мой взгляд, музыка помогает, во-первых, "разогреть" протагониста на определённые чувства, во-вторых, усилить и выразить эти чувства, и в-третьих, осознать их. Теперь обо всём по отдельности. Например, бывает так, что человеку плохо, а что именно плохо, как и почему плохо - не понятно. Ни самому человеку, ни тем более окружающим. Тогда можно попросить его погрузиться в это состояние и сыграть музыку, соответствующую этому состоянию на любом из предложенных инструментов. Затем можно спросить у группы, какие чувства, на их взгляд, выражала эта музыка, что они в ней услышали. Скорее всего, протагонист возьмёт из этого обсуждения что-то для себя. А после этого можно спросить его самого, какие чувства рождались у него в процессе игры на музыкальном инструменте. Можно записать эту музыку на магнитофон и попросить под неё станцевать своё состояние "плохо". Движения танца или определённое положение тела могут стать ключом к психодраматической работе.
С помощью музыки можно сподвигнуть протагониста на выражение чувств (скорее всего, негативных), которые словами ему выразить трудно. Это может быть один из этапов работы. Допустим, выразить агрессивные чувства протагонисту мешает страх. Тогда мы просим его сыграть музыку, соответствующую агрессии и музыку, соответствующую страху. Выбираем на роли музыкантов вспомогательных лиц, которые делают так, чтобы музыка страха звучала тише, а музыка агрессии звучала бы громче. "Подогреваемому" громкой музыкой агрессии протагонисту будет проще выражать агрессию. Конечно, это очень директивный стиль ведения драмы, против которого у меня как раз и возник протест, но, по-моему, он хорош для клиентов, которым трудно входить в другие роли и выражать словами свои чувства.

Что касается проблемы в семейных отношениях, то можно, например, сыграть музыку, выражающую отношение к тому или иному члену семьи (через музыку выразить, усилить и осознать чувства к нему) или организовать музыкальный диалог между супругами - попросить их не словами выражать друг другу претензии, а с помощью игры на музыкальных инструментах. Слова ранят и обижают. За слова можно уцепиться. За звуки уцепиться сложее. Это чистая эмоция. Лучше всего, наверно, дать им инструкцию договориться друг с другом с помощью музыки, чтобы они сознательно стремились к примирению после выражения негативных чувств. Потом уже в спокойной обстановке можно спросить супругов, о чём удалось музыкально договориться. Для усиления эффекта или дополнительной диагностики отношений можно попросить их сыграть вдвоём на одном инструменте. А ещё можно попросить сначала одного из супругов сыграть свою музыку, а другому дать инструкцию настроиться на эту музыку и подыграть. А потом другому дать возможность солировать, чтобы первый ему подыгрывал. Это может помочь партнёрам лучше почувствовать друг друга, в прямом смысле, настроиться на одну волну. Интересно, что из этого получится. Вообще, интресно, что из всего этого сработает. Я же сейчас просто нафантазировала про работу с семьёй. Можно как-нибудь попробовать. :-)
Аватара пользователя
Наталия Кожина
Сообщения: 17
Репутация пользователя: 4

След.

Строка для библиографии: [Москва] Дж. Морено. Музыка в групповой терапии и психодраме. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t159.html]

Метки темы

музыка в психодраме

Вернуться в Прошедшие или уже закрытые учебные группы / Архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron