Рассказ Ольги Московцевой о Морено-Фестивале 2001

Если вы участвовали в чем-то, напишите пару строк о ваших впечатлениях тут

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 25 сен 2008, 00:05

Ольга Московцева

Всем нашим встречам…

(Опубликовано в журнале "Психодрама и современная психотерапия", номер 2 за 2003 год)

Наверное, начинать придется, как всегда, с самого начала…
История моей психодрамы.
Первая моя встреча с психодрамой произошла в Минске, а точнее, – неподалеку от него в детском оздоровительно-образовательном центре «Надежда-XXI век» в 1998г. Произошло это на ежегодной Международной конференции «Социально-психологическая реабилитация насе-ления, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф» на мастерской Ханса Питера Кроне (Hans-Peter Crone, Benningen) из Германии, и посвящена эта мастерская была такому на-правлению в психодраме как библиодрама.
Окунувшись один раз в эту чудесную (в прямом смысле слова) атмосферу спонтанности, чувств, боли и радости, я захвачена ею и по сей день… И при каждой Встрече она продолжает одаривать меня новыми идеями, знаниями, силами, чувствами…

Новые Встречи.
МОРЕНО-ФЕСТИВАЛЬ 2001.
Как я о нем узнала…


Разгуливая как-то вечером по дебрям Интернета в поисках информации о психодраме вдруг (!) обнаружила несколько линков на сайт «Психодрама в России» (http://www.psychology.ru/romek/psychodrama/), где и была представлена вся информация об организуе-мом 15-22 сентября Морено-Фестивале 2001. Мне трудно описать весь фейерверк чувств, охва-тивший меня в тот момент, и когда я увидела список зарегистрировавшихся участников (здесь же, на сайте), я приняла решение – поеду!
Сейчас, два года спустя, я понимаю, что это был один из тех моментов, которые изменили мою жизнь.

Приезд…

Ранее утро (часа четыре…), незнакомый город (Ростов-на-Дону), наконец нахожу ЮРГИ (Южно-Российский Гуманитарный Институт, главный организатор фестиваля).
Институт… – немного странно – небольшое здание в центре города, никого нет, все за-крыто. Меня охватывает тревога, - выходной день все-таки, пусто, а вдруг все это неправда? Шесть утра. Сентябрь, теплое солнце, золотисто-желтые листья. Сижу напротив входа в ЮРГИ. Жду. Восемь утра. Ура! Появился первый человек, который вошел в здание института... Я от-правилась вслед за ним. Им оказался главный человек Морено-Фестиваля (после Якоба Леви Морено), заведующий кафедрой практической психологии ЮРГИ Владимир Георгиевич Ромек, собственной персоной. И снова – ура! Меня поят крепким и вкусным кофе - и регистрируют как участника! Я получаю бейдж «Морено-Фестиваль 2001», программу, что-то еще и пони-маю, что вот-вот-вот произойдет еще одна Встреча…
И она происходит! Это приезжают психодраматистки из Грузии – Нино Джапаридзе и Мария Капанадзе! И с ними я проведу почти 10 дней под одной крышей (нас поселят в один номер в гостинице, но я пока этого еще не знаю…). Появляются следующие гости, входит вто-рой организатор-идеолог Фестиваля Роман Золотовицкий (но я в полудреме, узнаю что этот че-ловек - Роман Золотовицкий, - только вечером, на банкете, посвященном открытию Морено-Фестиваля). Затем я уже не успеваю следить за всеми вновьприбывшими – Виктор Семенов (Москва), Наталья Красковская (Первоуральск, Свердл. обл.), Елизавета Загряжская (Москва) – я еще не знаю этого, но она станет моей подругой и может быть, даже ко-терапевтом, или я ее ко-терапевтом, но это тоже - потом; а сейчас - Кристина Щурова и Елена Симонова (Москва), Алина Яшина и Виктор Кисляков (Волгоград), Тийна и Олег Меркульевы (Тарту, Эстония), Майя Обликас (Таллинн, Эстония) и еще многие-многие-многие люди, с которыми очень гру-стно будет расставаться через неделю… А еще – ждем немецких, американских, финских, гол-ландских, швейцарских, шведских тренеров… Очень много ожиданий, предвкушений, энергии. И снова приходит ощущение близящейся магической Встречи…
И волшебство психодрамы началось…

Фестиваль…

Очень трудно сейчас передать все треволнения (успею ли я попасть на все мастерские? а куда лучше пойти? а чья работа для меня сейчас важнее – Э.Сахнофф, США или В.Семенов, Россия? А может быть к Грете Лейтц, Германия, сегодня, а к швейцарцам – Карло Капауль и Лотар Янссен, - завтра? Или наоборот? А мастерская Эберхарда Шайффелле? ой, а еще Мария и Нино сегодня обещали подробно о своей мастерской рассказать? А как же Кристина?), кото-рые охватывали не только меня, но и практически каждого участника фестиваля. Параллельно мастерским – обучающим, терапевтическим, спасающим, радующим, удивляющим, поражаю-щим, озабачивающим, пугающим, возносящим, восхищающим, умиротворяющим, рождаю-щим, прощающим, создающим, созидающим, грезящим, - разворачивались наши знакомства, дружбы, и может быть даже, – влюбленности. Наши настоящие человеческие отношения… И был удивительный теплый и прозрачный, немного холодный по утрам и жаркий днем осенний сентябрьский Ростов.
Я просто перечислю мастерские и воркшопы, которые были проведены в эти дни –
- Гунилла Ингмар, Швеция «Психодрама и surplus reality» (3 тематических мастерских о времени и разных реальностях в пространстве психодрамы);
- Грета Лейтц, Германия “Психодрама” (3 разных психодраматических мастерских, на каждой из которых произошла постановка нескольких виньеток и, по крайней мере, - одной “большой” клиентской психодрамы);
- Элейн Сахнофф, США (2 тематические мастерские – “Техники разогрева в психодра-ме”; “Техники дублирования в психодраме”);
- Карло Капауль, Лотар Янссен, Швейцария (2 тематические мастерские – “Юнгианская психодрама”; “Юнгианская психодрама и техники работы с постоянным Вспомога-тельным Я”);
- Ээро Юлкунен, Финляндия, Черстин Юрдель, Швеция (2 тематические мастерские – “Один в этом мире”, социодрамма – “Терроризм”);
- Эберхард Шайффеле, США (“Театр Грез”);
- Роман Золотовицкий, Россия-Германия (3 мастерских: “Открытая социодрама. Поли-тика. Общество”, “Организация. Фокус. PR. Маркетинг”, “Аксиодрама. Религия цен-ности. Мир Универсалии”);
- Владимир Ромек, Россия, Ростов-на-Дону («Бихевиоральная психодрама»);
- Виктор Семенов, Россия, Москва (“Аксиодрама. История психодрамы в России”);
- Ольга Захарова, Россия, Ростов-на-Дону (“Человек перед лицом смерти”);
- Ольга Московцева-Бойко, Украина, Харьков (“Ролевые игры в подготовке волонтеров социальных служб”);
- Татьяна Василец, Россия, Ростов-на-Дону (“Кататимная психодрама: мужское и жен-ское”);
- Виктор Кисляков, Россия, Волгоград (“Психодраматический подход в психологиче-ской работе с сотрудниками органов внутренних дел (прокуратуры)”);
- Юлия Менеджерицкая, Россия, Ростов-на-Дону (“Театр Самопрезентации”);
- Кристина Щурова, Россия, Москва (“Путешествие в Изумрудный Город”);
- Елена Могилевская, Россия, Ростов-на-Дону (“Родительство как шанс”);
- Джапаридзе Нино, Капанадзе Мария, Грузия, Тбилиси (“Организм как единое целое”).

А ведь кроме этого – было еще два дня научной конференции, посвященной теоретиче-ским аспектам Психодрамы как триединого целого (Групповая психотерапия, Социометрия, Психодрама)! И практически каждый, кто вел свои мастерские, - представил и научный доклад. (См. “Актуальные проблемы психодрамы и социометрии. Материалы международной научно-практической конференции МОРЕНО-ФЕСТИВАЛЬ 2001. 15-22 сентября 2001”, - РнД, 2001). На научной конференции были представлены доклады участников из Белоруссии, Украины, Эстонии, Германии, Швейцарии, Швеции, США, России.
Ох, очень трудно вместить в небольшую статью рассказ о всех событиях Морено-Фестиваля 2001!
Чтобы немного больше узнать о нем и увидеть этот мир своими глазами – на фотографи-ях, в текстах, - загляните на сайт Морено-Фестиваля 2001 http://www.psychology.ru/romek/psychodr ... /index.htm, прочтите отзывы участников, и вы поймете, почему через месяц после его завершения нельзя было не написать следующего:

Я к вам пишу…

23\09\01-23\10\01
Все впечатления о Фестивале оживились в тот момент, когда, ровно через месяц после его завершения, я "зашла" на сайт по ссылке, присланной Владимиром Ромекоми в рассылке по психодраме и прокомментированной им как "…вот… некоторые фотки... другие скоро появятся на сайте …"
Я подумала тогда: "Гляну одним глазком на фотографии, - и …", - а в результате - глядела и разглядывала больше полутора часов, от души смеялась над юмористической формой подачи некоторых отчетов, словно разговаривала с Наташей Красковской и Настей Гусаковой, "впол-уха" (а точнее - "вполглаза") воспринимала текст Романа Золотовицкого (каждый раз - требует серьезного прочтения и осознавания!...), думала об Эберхарде...;-). Вместе с этим вспоминала всех...
Усталости - как не бывало! Я в тот же момент готова была сесть и писать большие письма всем новым «фестивальным друзьям и знакомым», кому еще не успела.
Правда, когда на следующий день перечитывала письма с сайта своей коллеге (о, она сви-детель всех дифирамб, воспетых в этот месяц Морено-Фестивалю и его участникам), - мы обе чувствовали их сильный энергетический напор, а она затем в течение рабочего дня под впечат-лением этого с каждым из своих пациентов ставила небольшую виньетку ..
А я думала о фестивале и о том, что у всех нас есть надежда на его продолжение... (Празд-ник, который всегда с тобой…), и вспоминала...

Воспоминания
В течение этого месяца часто в самых разных ситуациях возникали перед глазами картин-ки-образы из тренинговых групп, наших вечерних общений, поездок в автобусе и в машинах на Левый берег Дона, из Танаиса и с заключительного банкета (я точно никогда не забуду "мор-скую" пиццу от Питера и коктейль из Vana Tallinn и ростовского шампанского, "Happy Birthday" - для Владимира Ромека, ведь его День Рождения совпал с завершением Фестиваля).В моменты психологических "междусобойчиков" и рабочих "бесед" с коллегами-психологами и психотерапевтами у меня вдруг возникала фраза "а... Имярек (Сахнофф, Эберхард, Лотар и Карло, Кристина, Семенов, Нино, Мака, Гунилла, Тина, Грете Лейц и все остальные...) ...говорил(а) и..." за чем следовал продолжительный и иногда излишне эмоциональный рассказ - "как это было..."
Рутинная повседневная работа при этом шла очень легко, а "драмы" ставились - как песня!

Впечатления
Наверное, одним из самых больших впечатлений от фестиваля была общая радость "отда-вания" своих знаний, умений, готовность делиться опытом и обсуждать происходящее, катаст-рофически не хватало времени поговорить со всеми, с кем хотелось, и сейчас эти беседы во-площаются в жизнь уже в электронной форме.
А еще с фестиваля я привезла ощущение свободы (наверное, это - спонтанность и креа-тивность поработали!) и желание творить (не "вытворять"!!!).
Огромное впечатление на меня произвели интерьеры Публичной библиотеки, и я знаю, что на одной из привезенных оттуда фотографий есть дорога через "сад" в дальнюю-дальнюю комнату в "Волшебный магазин" Греты Лейтц, где иногда бывают умопомрачительные север-ные олени, «которые пользуются в Европе большим спросом», и, чуть раньше, - труднопрохо-димые лабиринты к "новому рождению"; где помощница продавца (Елена Ромек) сообщает своей "хозяйке" самые нужные слова покупателя и передает ему самые правильные (главное - искренние) - ответы; где иногда можно даже остаться (поработать), но, к сожалению, ненадол-го,..- ведь идут за "волшебством" все новые и новые люди.
С точки зрения техники, - самыми полезными, наверное, оказались воркшопы Элейн Сах-нофф, Лотара Янссена и Карло Капауля, где можно было и "драму" прожить и узнать о том, "как это сделано" от самих авторов. А с точки зрения "включения и погружения" - один из са-мых красивых воркшопов - у Виктора Семенова ("Аксиодрама"), где развитие событий от "ра-зогрева" к "действию" и "шеррингу" шло практически незаметно и очень динамично (как по уходящей вниз "в глубину" спирали, которая в последний момент превратилась в гибкую и уп-ругую пружинку, вдруг раскрывшуюся вверх и вытолкнувшую обогащенных новым опытом участников группы к оставленной ими на время реальности).
А аккуратность и внешняя легкость работы Кристины Щуровой (в "Путешествии в Изум-рудный город") с последующей ее "со-работой" с Эберхардом Шайфелле в "Театре грез" (ох, как близки мне были ее переживания и страх "границы"!) просто заставляли по-хорошему зави-довать.
Это действительно было - великое мастерство! Несмотря на сетования о постоянной не-хватке времени, все эти дни были упоительной эпохой безвременья, где точками отсчета оста-вались только утро и вечер, а событием становилось - каждое мгновение, и из которого так не хотелось возвращаться к обыденности...

О чем жалею
Да, и жалею тоже, что не побывала у Ээро и Черстин (ни на "Терроризме", ни на "Одино-честве"), и у Ольги Захаровой (на "Человеке перед лицом смерти"), и у Владимира Ромека ("Би-хевиоризм+психодрама"), что мало узнала о социодраме (на практике), что, живя в "одном до-ме" с Нино Джапаридзе и Макой Капанадзе, знаю об "Организме как едином целом" - только теоретически, и как та обезьяна, - "между умными и красивыми"!
Жалею, что не смогла увидеть всех донских красот (да что там всех - только с малой то-ликой познакомили нас в Танаисе!, - за что огромное отдельное спасибо!)... И о том, что время так скоротечно...
Кстати, что неподалеку от Ростова вообще-то находится Азовское море, я «вспомнила», только увидев его из окна поезда - на обратном пути.

И о гостеприимстве!
Я думаю, что нам всем очень повезло, что хозяевами этого события были уважаемый г-н В.О.Пигулевский, ректор ЮРГИ; любимый и неунывающий В.Г. Ромек; представительный ЮРГИ и все его сотрудники (особенно - С. Осипов), и очень "вкусный" Питер (ой, как похоже его кафе «Гараж» на любимый харьковский "Оскар", приезжайте, - посмотрите)! Спасибо вам за радушие, гостеприимство и открытость.
Вообще, - хочу сказать огромное спасибо и всем тренерам, у которых я побывала в эти дни, такой опыт - он незабываем! И, конечно же, - спасибо всем участникам фестиваля! Без всех нас его бы не случилось!
А напоследок…
"…Мы встретимся?... Да, конечно же, мы обязательно встретимся…

И произойдет это на Морено-Фестивале 2002…
…чуть-чуть меньше, чем через год.

(продолжение следует)
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Строка для библиографии: Рассказ Ольги Московцевой о Морено-Фестивале 2001. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t148.html]

Метки темы

Морено-Фестиваль

Вернуться в Прошедшие психодраматические события / Архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0