Гриншпун И. Кандидатская диссертация / Психодрама и гештальт

Хорошие статьи о теории психодрамы

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 01 авг 2021, 11:39

Опубликовано: Гриншпун И.Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии ХХ столетия. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 175 с.
Источник: https://psyjournals.ru/moreno_ideas_2021/issue/index.shtml


Гриншпун И.Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии ХХ столетия
Ссылка для скачивания всей книги есть на странице издательства: https://psyjournals.ru/moreno_ideas_2021/issue/index.shtml


Фрагмент из книги про психодраму и гештальт-терапию

4.6.3. Психодрама и гештальттерапия


Гештальттерапия Ф. Перлза (1893-1970) (в ряде случаев в качестве полноправного соавтора называют его супругу Л. Перлз) чаше всего рассматривается либо как направление, в основном развивающее традиции психоаналитической терапии, либо как вариант экзистенциальной психологии и психотерапии. С нашей точки зрения, первая позиция верна скорее исторически, чем содержательно, и мы будем рассматривать ее как вариант психологического экзистенциализма. Соотнесение гештальттерапии и психодрамы представляется целесообразным по нескольким причинам. Во-первых, есть указания о влиянии Дж.Л. Морено на Ф. Перлза (см. Г. Лейтц) и о личных встречах (Р. Марино). Во-вторых. Дж.Л. Морено, хотя и вскользь, отзывается о гештальттерапии. называя ее эклектической (ПД). В свою очередь. Ф. Перлз обсуждает психодраму в сопоставлении с базовыми идеями гештальттерапии. Наконец, многие специалисты указывают на известное сходство гештальт-терапии и психодрамы, вплоть до попыток их синтеза.

Начало разработки гештальттерапевтических идей ряд авторов относят к 1947 г., когда вышла в свет первая книга Ф. Перлза «Эго. голод и агрессия», где были обозначены расхождения с психоаналитической парадигмой: вместе с тем ее относительно концептуализированный вариант относится к 1951 г., когда появилась работа Ф. Перлза. Р. Хафферлина и П. Гудмена «Гештальттерапия: пробуждение и рост человеческой личности» (F.S. Perls, R.P Hefferlme. P. Goodman. Gestalt therapy. NY: Dell, 1951). В наиболее завершенном виде концепция Ф. Перлза отражена в работе «Гештальтподход», вышедшей посмертно в 1973 г. и отредактированной Р. Бэндлером. Наибольшую популярность эта концепция обретает в 1960-е годы в период работы Ф. Перлза в Эзалене. Таким образом, гештальттерапия формируется позже психодрамы и широко распространяется в период, когда Дж.Л. Морено уже сформулировал свои основные взгляды и в основном пропагандировал их в США и Европе, и говорить о влиянии гештальттерапии на психодраму нет оснований. В данном случае существенны не только хронологические различия, но и то. что в итоговой формулировке основные идеи Ф. Перлза оформлялись в особых условиях, возникших в США в 60-е гг. XX столетия, когда популярны стали тенденции эскапизма различного типа, в том числе увлечение эзотерическими теориями и практиками, восточной философией в различных вариантах и связанной с ними трансперсональной психологией. Идеи Ф. Перлза. впитавшие, наряду с отдельными психоаналитическими и искаженными гештальтпсихологическими представлениями, некоторые позиции дзен-буддизма (возможность толковать Ф. Перлза и развивать его мысли с этих позиций показал, в частности. Энрайт) и «опрощенного экзистенциализма» (Е.Т. Соколова1), а также относительно длительная близость Ф. Перлза трансперсональным психологам в Эзалене составили основу популярности его учения - наряду с часто упоминающейся неортодоксальностью его личности.

Первоначальные идеи Ф. Перлза апеллировали к биологической сущности человека, в некоторых аспектах явственно воспроизводя ортодоксальную пси-хоаналитическую антропологию, тем более, что Ф. Перлз активно использует энергетическую метафору. Так называемые «социальные роли» выступают для него как средства удовлетворения биогенных потребностей, называемых «конечные цели». Удовлетворение потребностей составляет условие поддержания целостности организма. Подлинное бытие предполагает следование «мудрости организма» на основе осознания меняющихся потребностей. В определенном смысле призыв следования актуальным на данный момент потребностям аналогичен призыву быть спонтанным у Дж.Л. Морено с той существенной содержательной разницей, что для Дж.Л. Морено спонтанность носит Божественный вселенский характер. Вместе с тем позиция Ф. Перлза в данном отношении не сводится к биологизму. Так. нахождение опоры в себе самом явным образом выходит за рамки биологизма и заставляет рассмотреть принцип психофизического холизма на ином - экзистенциальном уровне.
Психически здоровый человек, по Ф. Перлзу, - это человек, ответственный за себя, полностью себя осознающий в каждый момент бытия, т.е. человек целостный, человек развивающийся, открытый собственным изменениям и принимающий за них ответственность. Вместе с тем зрелость предполагает и отказ от ответственности за кого бы то ни было другого. В данном случае очевидна связь идей Ф. Перлза с идеями европейского экзистенциализма. Отказ от ответственности за себя порождает ложный план существования, фантазийную одномерную реальность (майя), в которой невозможно аутентичное существование, которое, по Ф. Перлзу, диалектично и образуется полярностями. Ролевое поведение возникает как проявление поверхностного невротического уровня, следующего за уровнем клише. Ролевой или игровой уровень предполагает бытие по принципу «как будто» и нуждается в терапевтической реорганизации.

Антропологические, методологические, теоретико-психологические идеи и терапевтико-методические основы системы Ф. Перлза сформулированы в виде принципов, которые он счел основополагающими для гештальттера- пии. В качестве основных принципов, на которых строится гештальттерапия. Ф. Перлз называл следующие.

1. Принцип холизма. Данный принцип разворачивается в двух вариантах: как принцип психофизического холизма, унаследованный Ф. Перлзом прежде всего от В. Райха. и как принцип единства человека и ситуации, заимствуемый у К. Левина. Принцип психофизического холизма предполагает видение проблемы человека в телесно-душевном отчуждении и необходимость воссоединения этих пространств в терапевтической работе. Принцип единства человека и ситуации, представляющей мир здесь и сейчас, ориентирует на проблему «открытости-резистентности», переход}- от понятия границы к понятию контакта и контактной границы. Здоровое бытие предполагает адекватный режим контактов-уходов, или возможность формирования и завершения гештальтов. Незавершенность гештальтов порождает дисфункцию контактной границы. Дисфункция контактной границы означает патологические отношения с миром, выступающие как невротические механизмы интроекции, проекции, конфлюенции и ретрофлексии. Соответственно. задачи терапии видятся в завершении незавершенных гештальтов. Дж.Л. Морено не формулирует свои идеи подобным образом, однако указывает на психофизическое единство человека и соответствующие возможности терапевтической работы, что проявляется, наряду с прямыми указаниями, в частности, в классификации ролей и способах разогрева.

2. Принцип «здесь и сейчас». Данный принцип носит для Ф. Перлза как об-щефилософский. так и методический характер. В общефилософском плане он соответствует принципам ряда направлений восточной философии и означает признание того, что единственная реальность - это реальность настоящего, и подлинное существование происходит в данный момент. В этом смысле воспоминания и представления о возможном будущем выступают неподлинным планом бытия и затрудняют его, отвлекая энергетику. Тревога возникает между «здесь» и «там», «теперь» и «тогда». Дж.Л. Морено также отводит большое значение принципу «здесь и сейчас» и также в этом плане ценит буддизм, однако для него он не выступает жизненным принципом - скорее методическим, требованием работать с субъективной реальностью клиента «в данной ситуации». Его позиции ближе к точке зрения Л. Бинсвангера о единстве трех временных модусов бытия.

3. Принцип «как важнее, чем почему». В данном принципе воплощаются как методологическая установка Ф. Перлза на отказ от теоретизирования тра-диционного типа, предполагаюшая обозначение причинно-следственных связей, так и представление о том. что подлинное бытие должно быть ориентировано не на интеллектуализацию и объяснение, а на проживание и действие. Не в столь резкой форме Дж.Л. Морено также основное внимание уделяет переживанию и действию, однако предупреждает против неверного толкования его идей и противопоставления чувственного бытия интеллектуальному (ПД).

Возможности психодрамы Ф. Перлз рассматривал в связи со сформулированным им терапевтическим принципом «челночного движения», предполагающим попеременное переключение внимания (осознавания) с одного аспекта бытия на другой и тем самым их воссоединение. В частности, речь идет о переживаниях и выражении этих переживаний. В этом плане отыгрывание, в том числе психодраматическое разыгрывание, оказывается эффективным, и Ф. Перлз полагал психодраматический метод Дж.Л. Морено наиболее ярким примером возможности индивидуальной интеграции. Методически это осуществлялось в условиях группы, однако группа выступала скорее как фон. на котором разворачивались монодраматические действия клиента (Энрайт по этому поводу отмечает, что группа была нужна Ф. Перлзу в качестве зрителей прежде всего его собственной - Ф. Перлза - терапевтической деятельности). Среди близких психодраме техник, применявшихся Ф. Перлзом, выделим следующие:
1. Диалог полярностей, в котором клиент попеременно играет роль подавляющих и подавляемых инстанций.
2. Игра в персонажей, включенных в проективно-интроективные или кон- флюэнтивные отношения.
3. Игра в превращения (вариант психодраматической игры в антироли).
4. Репетиция роли.

Таким образом, между психодрамой и гештальттерапией есть ряд общих концептуальных моментов.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 873
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Гриншпун И. Кандидатская диссертация / Психодрама и гештальт. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t1244.html]

Вернуться в Статьи о теории психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0