Корниенко П. Искусство деликатного отреагирования

Хорошие статьи о психодраматической практике

Сообщение Павел Корниенко 09 авг 2019, 20:50

Опубликовано: Материалы 13-й Московской психодраматической конференции. 2016 г.
На мой вкус, эта статья уже немного устаревшая, и она не в полной мере отражает мои текущие представления о том, как надо описывать психические процессы. Но тем не менее, может быть, она кому-то окажется полезной.


Искусство деликатного отреагирования
Аккуратные способы разблокировать и прожить остановленные эмоции

Павел Корниенко, v1-000r7


Введение


Эта заметка обобщает и структурирует материал моей мастерской на Московской психодраматической конференции 2015 г. Она посвящена узкому аспекту работы с переживаниями, который в психодраме обычно обозначают словом «отреагирование». Этим словом обычно называют терапевтический процесс по экспрессивному выражению и проживанию переживаний. «Отреагирование» часто упоминается как терапевтическое действие, необходимое при подавлении переживаний и его негативных последствиях. В этой заметке я попробую описать собственные представления, и опыт использования экспрессивного выражения переживаний в терапевтических целях, и тонкости этой работы.


Цикл жизни переживания


Начать разговор об отреагировании надо с описания цикла жизни переживания от момента его появления до завершения. Я выделяю в цикле жизни переживания такие этапы:

1. Восприятие события внешней среды или фантазия о таком событии
(субъективно воспринятое человеком, через призму собственного опыта).
2. Психическое и физиологическое разворачивание эмоциональной реакции
(иногда проект действия рождается одновременно с эмоциональной реакцией, а иногда уже во время нее).
3. Реализация некоторого действия/поведения
(к которому эмоция побуждала).
4. Завершение действия/поведения и проверка результата
(особенно если действие было социально-коммуникативным).
5. Присвоение опыта как результативного или нет.

Это описание цикла жизни эмоции очерчивает контуры нескольких важных для меня идей:
  • У большинства эмоций есть точка запуска — момент восприятия некоторого внешнего события, вызывающего переживания (или представления такой ситуации в воображении).
  • Эмоциональная реакция (ее психические и физиологические компоненты) разворачивается в психике не моментально. Кроме того, ее разворачиванию могут мешать, например, конкурирующие эмоциональные процессы. И в этом смысле можно отличать развернутое и не развернутое состояния эмоциональной реакции. Развернутость эмоциональной реакции проще всего оценивать по степени выраженности ее физиологических проявлений.
  • Эмоции существуют для того, чтобы побуждать человека к действиям в среде или коммуникации с другими людьми.
  • Нарушение/прерывание цикла жизни эмоции может произойти на разных этапах. Это проявляется в том, что эмоция сохраняется внутри человека и, в общем виде, ее завершение требует определения точки прерывания и доведения цикла до конца.

При этом важно различать побуждение к действию (проект действия) и непосредственную реализацию действия. При поддержке эмоциональной реакции, первое превращается во второе.

На самом деле, выше я описал «цикл жизни» не переживания. Это скорее «цикл реагирования на событие», произошедшее в среде. А переживание чаще всего является одним из компонентов функционирования такого цикла. Но для нашей цели мне пока кажется допустимым упростить и назвать это циклом жизни переживания.


Эмоция побуждает к действию


Упрощенно говоря, эмоция появляется в психике для того, чтобы побудить человека к некоторому действию. Таким действием, например, может быть:
  • Нападение с целью прогнать.
  • Обращение за поддержкой.
  • Комплекс тревожного поведения: затаивание, наблюдение, бегство и т.п.
  • Нападение с целью «отстоять себя».

И перед тем, как человек реализует любое из этих действий, он испытает эмоцию, побуждающую его к этому. При этом связь эмоции и действия может быть разной:
  • Чаще всего побуждение к действию и эмоция появляются одновременно, и в этом смысле эмоция разворачивается и в какой-то момент превращает побуждение к действию в непосредственное действие. И тогда реализация этого действия будет завершать и сопряженную с ним эмоцию. Но если в описанном выше случае никакого действия не произойдет, то эмоция может остаться активированной в психике человека. И получается, что если мы находим у клиента активированную эмоцию, то это чаще всего говорит о том, что некое действие не произошло.
  • При этом иногда бывает и по-другому, у человека сначала возникает эмоция, и она запускает некоторое тематическое поведение (например, поведение при опасности). В этом случае эмоция предшествует действиям, и похоже, тогда она может быть реализованной в любом действии из этой группы тематического поведения.

Так или иначе, в каких бы отношениях ни были побуждение к действию и переживание, они всегда плотно связаны. Эту связь далее я буду называть сопряженностью действия и эмоции.

Итак, для того чтобы понять, что происходит с человеком в некоторый момент, нам важно узнать не только его переживание, но и действие, которое с этой эмоцией сопряжено. И как выясняется, одна и та же эмоция зачастую сопряжена с очень разными действиями, и по действию можно опознать эмоцию, а по эмоции действие — значительно сложнее.

Вот например, переживание страха сопутствует таким действиям: убегание, замирание, затаивание, паническая реакция, зов на помощь, панический поиск «что делать?». А, например, раздражение сопутствует таким действиям: запугивание (с целью «поставить на место»), требование нужной реакции (от близких), запугивание (с целью прогнать), отталкивание при ограничении движений или вторжении, отрицание шокирующей информации. И если мы знаем только эмоцию клиента, то это еще не значит, что мы знаем сопряженное с ней действие. Собственно, и приходящие на прием клиенты, в лучшем случае, понимают только эмоцию и зачастую не понимают, в какой момент эта эмоция запустилась, и с каким побуждением к действию она сопряжена. А для эффективной работы с переживанием нам необходимо знать именно сопряженное с ним действие.

Итак, в общем виде, чтобы помочь клиенту «проработать» дискомфортную эмоцию, нам надо завершить весь ее цикл жизни. Для этого нам нужно понять, с каким действием эта эмоция сопряжена. А это, в свою очередь, проще всего сделать, если восстановить ситуацию, в которой эмоция возникла, т. к. по контексту события всегда проще понять побуждения к действию.


Прерывание на раннем этапе (подавление переживания)


В некоторых случаях прерывание цикла жизни переживания происходит до полноценного разворачивания эмоциональной реакции. Например, такое может быть, если в некоторый момент у клиента одновременно «вспыхнули» и агрессия, и страх, и тем самым заблокировали разворачивание друг друга. Такие переживания выглядят и ощущаются клиентом как своеобразное напряжение, замирание, зажатость. Более того, клиенты зачастую не идентифицируют это состояние как имеющее психологическую причину. Для обозначения таких переживаний я буду пользоваться словом «подавленное». И для того, чтобы в психотерапии сделать что-то с этим напряжением клиента, заблокированное переживание будет необходимо сначала освободить, разблокировать, «оживить».


Прерывание на позднем этапе (недостаточная реализация переживания)


Совершенно другим случаем является ситуация, когда эмоциональная реакция развернулась, но не смогла реализоваться в действии. Это состояние уже совершенно не выглядит, как замирание, — человек выглядит, например, очевидно испуганным или очевидно раздраженным. В этом случае эмоция прямо и непосредственно переживается клиентом и чувствуется в теле.

Такое переживание уже не надо «оживлять», оно более чем живое и активное. Его нужно помогать клиенту прожить, т.е. реализовать те действия, ради которых оно появилось, или в которых может реализоваться. Для обозначения таких переживаний я буду условно пользоваться словом «недореализованное».

Отдельным существенным вопросом всегда является определение причины, почему переживание не смогло само реализоваться в действии и тем самым завершиться. В большинстве психотерапевтических работ нам непременно надо найти ответ на этот вопрос. Например, ответы могут быть такими:
  • Клиент не нашел адекватной социальной формы для реализации этого побуждения в реальности или в воображении. Интересно, что фантазийное представление социально неадекватных реализаций собственных побуждений тоже вполне обладает терапевтическим эффектом, но клиенты без специального обучения не умеют это сами делать.
  • Клиент обнаруживает в себе переживание, но уже забыл ситуацию и контекст, в котором оно возникло. И далее он пытается применить свои мысленные проекты действий к текущей, а не к исходной ситуации, а к ней они очевидно не подходят и, как следствие, не завершают переживание.
  • Это переживание не является первичным, тем, которое возникло изначально в какой-то жизненной ситуации. А является защитным (компенсирующим), например, в ситуации, когда клиент застыдился, он стал развивать защитную агрессию, помогающую ему не чувствовать себя уязвимым. Проживание такой агрессии в большинстве случаев бесполезно.

Техника работы с переживаниями, упрощенно говоря, сводится к помощи клиенту пройти по шагам «цикла жизни» переживания, начиная с поиска и анализа момента его запуска.


Обнаружение точки запуска и побуждений к действиям


Терапевтическое значение обнаружения точки запуска переживания


Клиенты приходят к нам, «неся» в себе переживания в подавленном или недореализованном виде. И несмотря на то, что сами клиенты чаще всего связывают свои переживания с обширной областью своего опыта, например, с некоторым человеком или проблемой, в реальности они все равно возникли у клиентов в какие-то конкретные секунды их жизни. То есть, например, актуальное раздражение жены на мужа, которым она делится с терапевтом и описывает в словах «постоянно плохо ко мне относится», чаще всего восходит к одной-двум его репликам, сказанным в недавнее время. И нам очень важно перейти от обобщенного разговора о переживаниях к разговору про эти конкретные моменты. Эти моменты я буду называть точками запуска переживания клиента.

Подробно обсуждая ситуацию с клиентом, мы как будто проживаем ее вновь, но более медленно. Это дает возможность обнаружить точки запуска и поймать все те побуждения и переживания, которые в них возникали, но были подавлены и не идентифицированы клиентом изначально.

Разбор и анализ точки запуска некоторого переживания позволяет сделать следующее:
  • Разблокировать подавленные переживания. Большинство переживаний запускаются в результате некоторого внешнего воздействия на клиента из «окружающей среды». А подробное рассмотрение такого воздействия помогает вновь оказаться в том мгновении и зачастую вновь пережить те же эмоции, но уже не подавить их.
  • Восстановить побуждения к действиям. Для восстановления побуждений к действиям, сопряженных с исследуемым переживанием, очень полезен контекст ситуации. Без него побуждение к действию зачастую невозможно восстановить. А особенно важно, что подробный разбор точки запуска позволяет определить первичные побуждения и переживания и отделить их от вторичных защитных.
  • Возвратить побуждения в оригинальный контекст. Погружение в контекст ситуации необходимо для успешной терапевтической работы с побуждениями. Без точного контекста попытки прожить возникшие побуждения зачастую переживаются клиентом как неуместные. Например, «дать пощечину в ответ на оскорбление» могло бы быть очень психологически уместным в нужный момент произошедшей ситуации. И если предложить клиенту сделать это просто так в психодраматической сцене с этим человеком, он придет в замешательство. Но если предложить ему восстановить в памяти и погрузиться в ту самую ситуацию, где побуждение возникло, то в такой сцене реализовать и прожить это побуждение станет проще и естественней.

Таким образом получается, что понимание точки запуска эмоции полезно для работы на всех этапах цикла жизни переживания. И для «оживления» переживания, и для поиска побуждений к действиям, и для реализации побуждений для завершения цикла.


Поиск точек запуска переживаний


Поиск точек запуска переживаний в жизни клиента обычно является не очень сложной задачей. Далее я перечислю, что здесь можно делать и полезно учитывать.

Терапевту важно постоянно иметь ввиду задачу поиска точек запуска переживаний и расспрашивать клиента о событиях его реальной жизни, которые вызвали больше всего переживаний.

Терапевту полезно выработать в себе как особый навык этакую «событийную цепкость». Навык заключается в том, чтобы при любом упоминании клиентом некоторых событий, почти автоматически спрашивать его «что там было?».

Точки запуска переживаний можно опознать по тому, что при рассказе о них клиент автоматически погружается в переживания этого момента, которые терапевт может непосредственно наблюдать. Соответственно это будет:
  • или замирание/дезориентированность при подавленном переживании;
  • или какая-то выраженная эмоция, если ее активация произошла, но действие не развернулось.

Кроме того, практика показывает, что после некоторого эмоционального разогрева клиенты уже могут сами ответить на вопрос терапевта:
  • 0: А вот в этой истории какие моменты тебе помнятся как наиболее яркие и дискомфортные?

В психодраматической работе это обычно происходит до самого психодраматического действия, на этапе договора о работе.


Подбор сопряженного действия


После обнаружения точки запуска переживания и некоторого восстановления произошедшей там ситуации, терапевт с клиентом вплотную подходят к задаче обнаружения сопряженных с переживанием побуждений к действиям.

Начать эту работу нужно с небольшого, но важного шага — четкого обозначения той секунды, в которой клиент с терапевтом будут искать побуждения к действиям. Обычно в этих местах есть какое-то воздействие на нашего клиента извне, и там же возникают наиболее сильные эмоции. Например, обозначить момент поиска и спросить о побуждениях можно так:
  • 0: Подожди. Давай посмотрим на это мгновение, когда он сказал тебе эту фразу. Когда ты услышала ее, что первое тебе захотелось сделать?
  • 0: Подожди. Давай посмотрим на это мгновение, когда тебе пришло в голову, что он может быть в больнице. Когда эта картинка вспыхнула в голове, что первое тебе захотелось сделать?

И далее терапевт может уже не только спрашивать, но и начать экспериментально подбирать подходящее действие, говоря с клиентом только «на языке действий». Например, это может выглядеть так:
  • 0: А вот, в это мгновение, страх, про который ты говоришь, это что?
    • Желание убежать? (Терапевт телесно немного показывает порыв бегству).
    • Желание найти кого-то и обратиться за помощью? (Терапевт показывает, как ищут взглядом поддержку кого-то, когда испуганы).
    • Паника-ужас? (Терапевт показывает картинку панического крика).
    • Паника-поиск? (Терапевт показывает судорожный поиск варианта).
    • Желание замереть? (Терапевт показывает замирание).
  • 0: Этот страх, это что за побуждение?

По сути, терапевт, эмоционально присоединяясь к клиенту, начинает называть и показывать разные действия на себе. И тем самым помогает клиенту почувствовать в себе возникшее в прошлом побуждение. Но даже если терапевт не угадывает, то клиент, слушая эти примеры, все равно понимает, что терапевт ищет побуждение к действию, и, поняв это, начинает помогать. А если терапевт угадывает, то ему даже не приходится спрашивать клиента, какой вариант ему откликается, т.к. это становится понятно и так, по телесному отклику клиента на телесное предположение терапевта.

Верное побуждение к действию опознается по тому, как клиент эмоционально и телесно реагирует на что-то из перечисленного:
  • условную демонстрацию действия терапевтом;
  • собственную телесную реализацию этого действия, более или менее условную;
  • реализацию действия в воображении.

Если побуждение к действию было опознано верно, то какие-то из перечисленных интервенций будут вызывать у клиента или разворачивание переживаний (ощущается как усиление эмоций), или уже их реализацию в действиях (ощущается как облегчение).


Некоторые тонкости работы


А что делать, если клиенту не подходит никакое действие при подборе? В таком случае полезно подумать про следующие варианты.

1. Проверить правильность точки поиска. Не может ли быть такого, что еще до исследуемого момента с клиентом произошло что-то иное? В этом случае полезно поискать другие точки запуска переживаний раньше исследуемого момента, а к нему вернуться позже.

2. Пробовать искать дальше. Бывает, что мы просто пока не нашли верное действие в правильной точке, и надо продолжить поиск. Или ситуация была такова, что мы имеем дело с очень сильным подавлением переживаний, и пока еще не удалось их «разбудить». Например, когда люди сталкиваются с внезапной информацией о смерти близкого, то большая часть их побуждений чаще всего оказывается подавленной, и оживить их становится кропотливой работой.

3. Учитывать маскирующие переживания. Маскирующим (защитным) переживанием чаще всего выступает агрессия. Это, например, происходит так. Когда человек сталкивается с болезненным переживанием: стыдом, страхом, болью — он компенсирует свою беспомощность возникновением защитной агрессии, из которой рождаются уже свои побуждения к действиям, которые клиент без проблем предъявляет терапевту. И если мы обнаруживаем, что агрессивные импульсы возникли не в ответ на первичный стимул, а как защита от боли/беспомощности, то часто бывает эффективным уделять внимание не агрессии, а начать говорить с клиентом о первичных болезненных переживаниях и сопряженных с ними побуждениях.


Разблокирование и разворачивание подавленного переживания


Когда мы имеем дело с подавленным переживанием, строго говоря, мы должны иметь основания предполагать, что оно действительно есть, а не мы пытаемся его навязать клиенту.

Самым ясным основанием является полученное от самого клиента описание, что исследуемый момент ситуации как-то «выбил его», «дезориентировал», «он провалился». И клиенты действительно дают описание состояния, а не переживаний, описывая такие моменты, а переживаний и побуждений к действиям как будто бы нет. Но опыт показывает, что кропотливая работа в этих точках оживляет и побуждения к действиям, и переживания, а после их проживания у клиента проходит описываемое дискомфортное состояние.

Также некоторым основанием может являться обнаруженный терапевтом в истории клиента момент, который чисто статистически вызывает переживания у большинства людей. Но для полноты картины к этому еще должно быть добавлено наблюдение о некоторой «эмоциональной замороженности» клиента при рассказе об этом моменте. Классическим примером может являться та же новость о смерти близкого, даже если клиент ясно не сообщает о том, что он «провалился» в этот момент. На этом примере я буду дальше объяснять, как мы работаем с подавленными переживаниями.

Далее я опишу два способа разблокировать подавленные переживания. Эти способы не являются единственными, но я предпочитаю их как наиболее простые.


Разблокировка переживаний через удерживание в точке запуска


Самым простым способом активизировать и «оживлять» переживание клиента является простое «удерживание» клиента в обсуждении той точки, в которой мы подозреваем наличие подавленных переживаний.

Реализовать это можно, например, так. Терапевт просит клиента мысленно вернуться в этот момент, вспомнить воздействующий на него стимул и попробовать описать свои сколь угодно мутные переживания. И далее, слушая клиента, терапевт чуть-чуть стимулирует его не замирать, а начать делать хоть что-то: сказать, оттолкнуть, вздрогнуть, вскрикнуть. Если клиент начинает описывать какие-то образы, фантазии или страхи, то терапевт поддерживает переживания, содержащиеся в них. В нашем примере это могут быть:
  • Телесное взмахивание руками «как так?»
  • Побуждение положить трубку телефона и не слушать.
  • Эмоциональные воспоминания об этом человеке.
  • Раздраженные попытки понять, как так произошло.

На первом этапе «размораживания» мы поддерживаем совершенно любые телесные действия и эмоциональные побуждения. Все они работают на «оживление» переживаний клиента в исследуемой точке. И если такое возвращение в точку возникновения замирания и последующую поддержку действий и переживаний сделать несколько раз, например, 3 - 4, то это часто приводит к тому, что к клиенту возвращаются те переживания, которые он тогда остановил. Для студентов можно описать эту работу упражнением: клиенту надо 3 - 4 раза задать один и тот же вопрос и после каждого спрашивания тщательно поддерживать и усиливать все переживания и телесные порывы.
  • 0: Давай еще раз вернемся в этот момент и вспомним эту фразу [напоминание фразы]. Что [еще] возникает в этот момент?

А вот самым простым психодраматическим вариантом реализации этой стратегии будет просто использование группового дублирования. Для группового дублирования директору надо остановить сцену в некоторый момент, и если это как раз окажется точка возникновения и подавления переживания, то длительное удержание в ней и дублирование группы сделает идентичную работу. Но тут важно, чтобы это происходило медленно, например, одно дублирование в минуту с возможностью протагонисту рассказать, что откликается и ассоциируется с ним.


Разблокировка переживаний через усиление стимула


Если предыдущая стратегия универсальная, то эта уже скорее психодраматическая. Усиливать воздействующий стимул можно как через утрирование воздействия визави, так и просто через повторы. Если, например, для запускающего стимула удается найти форму в одно предложение, то можно попробовать предъявить клиенту ее несколько раз подряд. Этого бывает достаточно, чтобы переживания клиента начали оживать:
  • 0: Давай я попрошу акзилари произнести тебе эту реплику несколько раз подряд. Послушай и последи, что с тобой будет происходить.
  • В: Сегодня утром он разбился насмерть. [повторяется 4-5 раз с паузами 2-3 секунды между повторениями]
  • 0: Что первое возникает, когда слышишь?


Проживание недостаточно реализованного переживания


Первичные, символические и коммуникативные действия в проживании эмоций


Главная терапевтическая стратегия работы по проживанию недостаточно реализованных переживаний такова: погружение в контекст ситуации, оживление переживаний и непосредственная реализация сопряженных с переживаниями побуждений к действиям.

Применительно к этой задаче, все множество возможных терапевтических действий можно разделить на три группы:

1. Телесная реализация первичных двигательных побуждений к действиям. Этот вид работы эффективен, если переживание возникло как следствие прерывания реализации некоего двигательного побуждения в точке запуска переживания. Вот некоторые примеры таких побуждений к действиям:
  • Дать пощечину в экспрессивный момент диалога.
  • Отскочить от приближающейся опасности.

В этом случае хорошее телесное проживание этих первичных двигательных побуждений и является лучшим способом работы.

2. Реализация социально-коммуникативных побуждений. Не все побуждения к действиям являются двигательными и могут реализоваться через телесные движения. Другим видом побуждений, в первую очередь, являются социально-коммуникативные побуждения, проявляемые в речевой эмоциональной экспрессии.

Спецификой таких побуждений является то, что они требуют от адресата некоего отклика/результата. И без этого отклика действие не становится завершенным. Например, если мы хотим прожить агрессивное отталкивание некоего человека для увеличения телесной дистанции с ним, то его реакция нас не будет интересовать. А вот если мы захотим прожить агрессивное желание запугать и «поставить на место» некоего человека, то клиенту будет важно непосредственно увидеть на сцене то, что он испугался. И без этого побуждение клиента не будет завершено, а вместе с ним и цикл жизни переживания.

Вот некоторые примеры таких побуждений к действиям (в скобках: реакция или результат действия, который надо увидеть / сопряженное переживание, которое мы завершаем):
  • В ситуации опасности позвать на помощь (клиент видит, что к нему рвутся на помощь / завершается переживание страха).
  • В ситуации, когда клиент видит опасность, грозящую другому, «предупредить» его (клиент видит, что человек реагирует и спасается / завершается переживание страха).
  • В ситуации, когда клиент чувствует себя главным, командовать поведением другого человека (клиент видит точное выполнение нужных действий / завершается переживание раздражения).

Для проживания этих побуждений не подходят телесные действия, поэтому мы лишены возможности усиливать проживание через их усиление. Но у нас по-прежнему остается техника многократного повторения. И именно для такой работы хорошо подходит техника «Ритмический цикл простого стимула и реакции» (см. далее).

3. Телесная реализация символических действий. В некоторых случаях бывает полезна и необходима символическая телесная реализация переживаний. Символической реализацией я называю вариант, когда мы делаем в терапии некоторое телесное действие, но оно не является тем побуждением, которое возникло в изначальной ситуации. Например, телесно с усилием отталкиваем, чтобы через это прожить агрессию. Похоже, что такой вид работы требуется в следующих случаях:
  • Произошедшая с клиентом ситуация запустила побуждение, у которого нет хорошего собственного двигательного действия. Например, побуждение к отрицанию информации о неожиданной смерти близкого человека. Это побуждение можно начать проживать через серию произнесений слова «нет» в ответ на повторяющийся стимул (см. далее «Ритмический цикл простого стимула и реакции»). А в конце, когда переживание в полной мере развернется, уже сделать серию символических телесных отталкиваний с преодолением существенного сопротивления.
  • По той или иной причине клиент долгое время прожил в некотором телесном переживании, которое по сути является программой тематического поведения (такой как «избегание опасности» или «борьба за статус»). И например, это переживание/программу постоянно активирует некоторое ощущение опасности, живущее в представлении клиента. Тогда получается, что без конкретной запускающей ситуации у нас нет возможности завершить переживание через конкретные действия, и на помощь приходят действия централизованные. Например, агрессивное переживание, сопровождающее внутреннюю борьбу за статус, в терапевтическом процессе иногда неплохо реализуется через победу в некоторой символической драке с обидчиком.

В следующих параграфах я опишу принципы телесного проживания эмоций, на которые опирается работа с первичными двигательными и символическими действиями. А после этого опишу технику «ритмического цикла простого стимула и реакции», которая хорошо работает для проживания социально-коммуникативных побуждений.


Принципы телесного проживания эмоций


Если у реализуемого действия есть двигательное проявление, или переживание допускает телесную символическую реализацию (как, например, некоторые виды агрессии), то через большее включение телесных действий мы можем усиливать и эмоциональное их проживание.

Для того, чтобы приступать к этой работе, эмоция должна быть «оживлена» и телесно переживаться клиентом, и должно быть опознано находящееся в ней побуждение к действию. И далее клиенту предлагается начать непосредственно телесно реализовывать это действие, начиная с простого, но постепенно усложняя для увеличения телесной включенности. В организации этого процесса я опираюсь на следующие принципы:

1. Постепенность и естественность. Мне кажется хорошим предлагать клиенту телесно выполнять некоторое действие в той мере, в которой ему самому это легко и естественно. Бывает полезно и нужно поддержать активность клиента активностью терапевта, но это разумно делать с большой осторожностью. Мне кажется, что терапевту полезно воздерживаться от любого давления или принуждения во избежание навязывания клиенту не подходящих ему действий. А вот пробовать в некоторой степени вовлечь его своим примером мне кажется и безопасным, и универсальным.

2. Совместность и телесное присоединение. Мне кажется полезным, если терапевт будет телесно присоединен к клиенту и в какой-то степени будет делать все вместе с ним. Это очевидно поддерживает клиента и помогает терапевту лучше чувствовать все происходящее.

3. Всегда оставаться в зоне доступного и комфортного для клиента. Если, например, клиенту будет предложено преодолеть некоторое телесное сопротивление, и оно окажется для него чрезмерным, то это иногда может существенно повредить процессу. А если клиент поймает себя на некотором фоновом переживании стыда любой природы, то этого переживания тоже может быть достаточно для существенного снижения эффективности всей работы. За тем и за другим полезно пристально следить.

4. Полнота телесного и эмоционального проживания. Понятно, что в психотерапии подавляющее большинство телесных действий мы реализуем довольно условно. Для того, чтобы усилить проживание сопряженного действия, нам нужно сделать так, чтобы психика и тело клиента были максимально вовлечены в его реализацию. Классические ходы таковы:
  • Предложение клиенту во время реализации действия преодолеть некоторое сопротивление, сила которого постепенно увеличивается терапевтом так, чтобы действие клиента, с одной стороны, всегда увенчивалось успехом, а с другой, чтобы телесная включенность возрастала.
  • Предложение клиенту попробовать реализовывать телесные действия медленно, чтобы добиться большей включенности всего тела.
  • Предложение клиенту повторять двигательное действие, запускающее телесное проживание двигательное действие столько раз, сколько это будет давать усиление эффекта. В такой работе можно упрощенно считать, что всегда лучше сделать несколько бесполезных повторений, чем не доделать.

5. Время на ассимиляцию и разворачивание. Телесному проживанию недореализованных побуждений нужно время. Если клиент жил с ними некоторое время, порой года, то их не реализуешь за одно действие. Кроме того, наша цель вовсе не в том, чтобы клиент устал: если клиент физически устанет раньше, чем мы сможем добиться хорошего эмоционального проживания, это будет ошибкой. Предлагая клиенту делать активные телесные действия, нам важно не доводить клиента даже до небольшого утомления. Проще всего это делать, давая клиенту перерывы на 1-2 минуты после каждой серии. Практика показывает, что по крайней мере в некоторых случаях телесная включенность в реализацию побуждений при таком подходе существенно растет — как будто постепенно набирает силу.


Ритмический цикл простого стимула и реакции


Описанная далее техника может помочь усилить эмоциональное проживание тех побуждений, в которых нет телесного компонента. Она очень мощная и требует аккуратности в ее использовании.

Для реализации этой техники у нас должны быть уже найдены реабилитируемое побуждение и точка его запуска. Реализуется терапевтическое действие следующим образом:
  • На первом этапе мы подбираем очень короткую форму, в которой можно выразить реабилитируемое побуждение. Желательно в одном эмоциональном слове.
    • Например, агрессивное припугивание, несущее функцию социального отказа, хорошо выражается в слове «нет».
  • Далее нам надо посмотреть на точку запуска и, найдя стимул, который запускает интересующее нас побуждение, попробовать выразить этот стимул в максимально коротком символическом виде. Желательно в одном эмоциональном слове.
    • В нашем примере стимулом могло бы быть приказывающее «Пойдем», до которого мы упростим реальную ситуацию.
  • А дальше мы предлагаем клиенту сцену с ритмическим циклом. Мы предлагаем клиенту включиться в сцену, когда его визави будет произносить выбранную формулировку стимула, а он отвечать на него короткой формой реабилитируемого побуждения.
    • Инструкция протагонисту:
      • 0: На каждое «Пойдем», тебе надо ясно и быстро отвечать «Нет».
  • И дальше осталось только сделать ритмический цикл из этих стимула и реакции: стимул-реакция-стимул-реакция-стимул-реакция (ритмически 4 - 5 раз с интервалом не больше секунды). Особенно хорошо, если реакция в каждый следующий раз будет чуть сильнее, чем в предыдущий, и завершится на «усиленной ноте» (которую можно выразить словами «ну хватит уже»).
    • В нашем примере получающаяся сцена могла бы выглядеть так (В — визави, 1 — протагонист):
      • В: Пойдем! — 1: Нет!
      • В: Пойдем! — 1: Неет! (с агрессией)
      • В: Пойдем! — 1: НЕТ! (с агрессией и усилением в конце)

При работе в этой технике протагониста обычно даже не нужно просить усиливать свою реакцию. Благодаря ритмичности и одинаковости слов это получается естественно и само.


Помощь в телесном присвоении нового опыта


И есть еще одно действие, необходимость которого давно является общим терапевтическим стандартом. После каждой серии эмоционального и телесного проживания побуждений к действиям мы даем клиенту время на телесную и психическую ассимиляцию этого опыта. Обычно это делается с помощью такого вопроса:
  • 0: Что сейчас происходит с твоим телом?

И если клиент описывает хорошие изменения, то можно дать ему инструкцию:
  • 0: Ага. Не спеши. Возьми себе время и дай этим ощущениям происходить.
  • 0: Тут еще можно сделать глубокий вдох и выдох, это помогает лучше присвоить этот опыт.


Некоторые тонкости работы


Работа с чрезмерным уровнем переживания. Бывает такое, что у некоторых протагонистов даже небольшие телесные действия вызывают чрезмерный уровень переживания. В этом случае хорошей идеей будет растянуть процесс во времени так, чтобы между повторяющимися действиями у клиента было достаточно времени на естественное остывание.

Работа с социально-коммуникативными побуждениями. Часть побуждений к действиям, которые мы восстанавливаем в такой работе, являются социально-коммуникативными, т. е. они как-то эмоционально направлены на другого. У таких побуждений есть одна особенность — после реализации такого побуждения психика клиента начинает ожидать нужной нам реакции со стороны того, на кого мы воздействовали. И без этой реакции нет завершенности всего психического процесса. Поэтому в таких случаях нам надо, чтобы акзилари, играющий роль визави, в ответ на воздействие протагониста дал нужную реакцию. Например, в последнем примере после 3-го «НЕТ!» визави должен «вздрогнуть и испугано отойти в уголок». А еще можно сделать цикл из «нет» и «испуга визави»:
  • 1: Нет! — В: (шаг назад с испугом)
  • 1: Нет! — В: (еще шаг назад с испугом)
  • 1: Нет! — В: (забивается в угол с испугом)

Тогда цикл жизни этого переживания будет отработан более качественно и полно.


Заключение


Благодарю за помощь моих первых читателей Наталью Фролову, Таину Безрукову и Романа Шутова, которые задавали вопросы, находили несостыковки, подкидывали идеи и помогали редактировать текст. Отдельная благодарность Таине за стилистическую правку текста. Я буду рад новым читателям, которые захотят поделиться своими идеями и вопросами.


Литература


  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со страхом: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 9-й Московской психодраматической конференции, 2012 г. Режим доступа: [http://pavel-kornienko.ru/articles/psychotherapy-of-fear]
  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со стыдом и виной: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 10-й Московской психодраматической конференции, 2013 г. Режим доступа: [http://pavel-kornienko.ru/articles/psychotherapy-of-shame-and-guilt]
  • Корниенко П. Психотерапевтическая работа с агрессией: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 11-й Московской психодраматической конференции, 2014 г. Режим доступа: [http://pavel-kornienko.ru/articles/work-with-aggression-in-psychotherapy]
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания).М.: Культурная революция, 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция, 2008 г.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Корниенко П. Искусство деликатного отреагирования. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t1096.html]

Вернуться в Статьи о практике психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1