Секция «ПСИХОДРАМА»
Образовательная программа «ПСИХОДРАМА»
Работа с директором в группе – 400
Работа в малых группах – 320
Всего ак. часов – 720
Форма итогового контроля - сертификация
Москва, 2005 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для подготовки Психодраматургов или Сертифицированных Практиков ПсиходрамыПредварительное образование для приема на обучение психодраме – законченное высшее образование, что подтверждатся университетским дипломом или дипломом высшего профессионального образования по специальности, соответствующей области практики претендента.
Процедура допуска к участию в программе. Минимальной процедурой является анкета и вводный семинар или семинар допуска и индивидуальное интервью, проводимое тренером.
Исходный уровень знаний слушателя: для успешного прохождения программы необходимо предварительное обучение / образование в следующих областях: личностный рост и развитие, теории личности, методы психотерапии и социальные системы.
К обучению допускаются для работы в качестве руководителей психодрамы (психодраматерапевтов) врачи и психологи. К обучению для работы в качестве руководителей психодрамы допускаются социальные работники, социальные педагоги, социологи, теологи и другие лица с высшим образованием.
В исключительных случаях к обучению в качестве приглашенных лиц в рамках основной ступени допускаются лица со средним профессиональным образованием в смежных областях (например, медицинские сестры, санитары, воспитатели).
Основная цель программы – профессиональное обучение руководителей психодрамы. Оно является составной частью подготовки специалистов в области психотерапии и психологического консультирования Профессиональной Психотерапевтической Лиги России. Сертифицированные руководители психодрамы (психотерапевты) имеют право самостоятельно проводить психодраму в качестве метода групповой или индивидуальной психотерапии и несут персональную ответственность за ее результаты. Сертифицированные руководители психодрамы имеют право самостоятельно проводить психодраму в целях развития личности, расширения социальной компетентности или развития организаций и несут персональную ответственость за ее результаты.
Учебные задачи программы. В результате прохождения программы участники будут уметь:
- заключать терапевтический контракт с учетом времени, подготовленности пространства, наличия терапевтического альянса и актуального состояния группы,
- проводить терапевтическое интервьюирование (фокусирование) протагониста,
- выбирать и психодраматическими средствами ставить сцены, отражающие состояние внешнего /внутреннего мира протагониста или символические сцены,
- подбирать вспомогательных лиц для ролей, инструктировать и вводить их в роли, а также своевременно удалять их из пространства действия,
- выбирать и применять в работе с группой и (или) индивидуально психодраматические техники в сответствии с терапевтической задачей,
- выделять центральные вопросы и переводить их в действие, логически развивая последовательность событий и сцен,
- предлагать новые типы поведения и обучать им, учитывая вовлеченность группы,
- переживать и психодраматически и социодраматически перерабатывать групповой процесс,
- наблюдать и рефлексировать процессы группового развития,
- описывать и анализировать собственный психодраматический опыт в качестве протагониста, вспомогательного эго,
- представить аналитическое описание своей работы в качестве ведущего (директора) психодраматической группы: содержание рабочей гипотезы, обоснование и теоретические предположения в управлении психодрамой.
Программа включает в себя 4 раздела: 1. Вводный. Знакомство с историей метода, личная терапия участников в группе, обучение базовым техникам, создание «банка» техник разогрева. 2. Психодрама в клинической практике. Психодрама в работе с соматическими больными. 3. Исследование и изменение межличностных отношений в психодраме. Время и пространство, личностные сюжеты и мифы, сказки, сны, фантазии и символы как основа психодраматической коррекции. 4. Супервизия личной работы в качестве директоров психодрамы и подготовка к сертификации.
В соответствии с учебным планом программа предусматривает 720 аудиторных часа подготовки, из них 400 часов работы с директором в группе, 320 часов работы в малых группах.
Контроль и учет результатов.
В процессе обучения участники программы самостоятельно изучают основные теоретические работы, обсуждают их в малых группах, представляя протоколы обсуждения. В течение 4 блока обучения они должны представить письменную реферативную работу в рамках теории триадической системы психодрамы.
В ней должен быть отражен личный опыт применения метода психодрамы по одному из существующих направлений.
Обучение оканчивается представлением письменных выпускных работ (протоколов ведения групп и индивидуальных сессий) и испытанием в форме представления опыта самостоятельной работы под наблюдением супервизоров.
При успешном прохождении программы и выполнении условий итогового контроля участникам программы выдатся сертификат модальности «Психодрама» Профессиональной Психотерапевтической Лиги России.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ
Раздел 1. Введение.1.1. Общая характеристика психодрамы.
История становления метода. Создание и становление метода Я.Л. Морено. Общая характеристика психодрамы как метода психотерапии. Теоретические основы психодраматического метода.
Основы психодрамы. Ролевые игры и психодрама. Теория ролей Я.Л. Морено. Концепция роли, ролевое развитие и виды его нарушений, ролевое обучение. Социометрия как одна из основ психодрамы. Тестовая и пространственная социометрия. Социометрия и групповая динамика. «Социальный атом». Измерение психосоциальных сетей посредством социометрии. Основные силы социализации и типы межличностных отношений.
Основные понятия психодрамы и ее принципы. Ролевая игра. Спонтанность. Сценарий. Понятие «Теле» - перенос чувств и взаимный выбор. Творчество (креативность). «Культурные консервы». Катарсис как отреагирование болезненных аффектов прошлого. Переигрывание травматической ситуации. Принятие совершившегося когда-то. Инсайт. Понятие о месте действия. Сцена. Принцип фокусировки, выборочности рассматриваемых проблем. Понятие «Сюр-плюс-реальность».
Псходрама как направление групповой психотерапии. Групповая психотерапия и психодрама: сходство и различие базовых оснований. Особенности психодрамы: защищенность внутригруппового пространства; принцип «здесь и сейчас» в соотношении с «там и тогда», катарсис, нахождение положительного ресурса для совершения изменений.
Роли в Психодраме. Терапевтическая команда. Основные функции участников психодрамы: ведущий (терапевт или директор), протагонист, помощники (вспомогательные Я), аудитория (зрители). Понятие о пространстве и времени действия.
Формы и виды психодрамы. Формы психодраматического действия. Ролевые игры и социодрама. Ролевые, ситуационные и импровизационные игры и психодрама. Виды психодрамы: центрированная на индивиде, центрированная на «теле», направленная на группу. Психодрама, центрированная на группе.
1.2. Структура психодраматического процесса.
Фазы психодраматического действия. Разминка (разогрев), действие, интеграция. Стадии развертывания психодраматического процесса. Разогрев группы, протагониста, ведущего. Выбор протагониста. Исследование проблемы. Фокусировка и представление проблемы. Работа по преодолению сопротивления. Обмен ролями. Поведенческая практика. Катарсис. Сопереживание. Завершение.Обсуждение - шеринг. Процесс-анализ. Планирование и построение психодраматического сеанса.
Техники в психодраме. Понятие о базовых психодраматических техниках. Техники ролевых игр. Специфические психодраматические техники: исполнение роли; диалог; монолог; дублирование; двойник или второе Я; реплики в сторону; обмен ролями; техники пустого стула; техники зеркала (отображения). Техники, связанные с понятием времени: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность» и др. техники, связанные с понятием реальности, ощущаемой и объективной. Техники работы со сновидениями.
Психотерапевтический эффект в психодраме. Психотерапевтический эффект при отреагировании болезненных переживаний прошлого. Катарсис. Психодраматическое искупление вины. Изменение внутренней реальности. Психотерапевтический эффект от расширения ролевого репертуара: восполнение ролевого дефицита; преодоление акциального голода; развитие креативности и спонтанности; приобретение опыта «ты» через обмен ролями. «Репетиция будущего»; апробирование новых способов поведения: психотерапевтические эффекты приобретения нового опыта в отношении внешней реальности.
Раздел 2. Различные аспекты применения психодраматического метода. Психодрама в клинической практике. Психодрама в работе с соматическими больными.
Интрапсихическая психодрама. Особенности интрапсихической психодрамы. Мир внутри нас. Работа с сценариями жизни. Личность как группа. Интрапсихическая социометрия. Интрапсихические разогревы. Работа с «субличностями».
Психодрама в работе со «спецконтингентами». Понятие «психотравма». Применение психодрамы в психотерапии детей и взрослых, переживших сексуальное насилие. Использование психодраматического метода в работе с членами семей алкоголиков. Психодрама как метод для работы с людьми, страдающими созависимостями. Психодрама с безработными. Психодрама в работе с детьми и подростками. Психодрама в клинической практике. Психодрама в работе с соматическими больными.
Раздел 3. Исследование и изменение межличностных отношений в психодраме. Время и пространство, личностные сюжеты и мифы, сказки, сны, фантазии и символы как основа психодраматической коррекции.
Мифы , архетипические сюжеты, персонажи и образы в психодраматической практике. Юнигианская и классическая психодрама: сходство и различие.
Психодрама как метод семейной психотерапии. Личные сюжеты, семейные истории, сказки и предания как основа психодраматического действия и формирования изменений. Понятие о геносоциограмме.
Психодрама в работе с разными возрастными периодами. Жизненные циклы. Ислледование социальных стереотипов, гендерных различий и взаимоотношения полов в психодраме.
Раздел 4. Супервизия личной работы в качестве директоров психодрамы и подготовка к сертификации. Стандарты подготовки специалистов в области психодрамы.
Понятие индивидуального стиля директора психодрамы. Методы и приёмы поддержания профессиональной работоспособности, виды саморегуляции.
Роль и значение психодрамы в современной и мировой истории. Современные направления в психодраме, расширение сфер применения психодраматического метода в психологической практике. Интеграция психодрамы и других методов психотерапии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Психодрама как метод практической психологии. Общая характеристика.
- История становления психодраматического метода.
Использование психодрамы как метода психотерапии.
- Ролевые игры и психодрама.
Основные положения теории ролей Я.Л.Морено.
- Социометрия как одна из основ психодрамы.
Основные понятия психодрамы.
- Главные принципы психодраматического метода.
Групповая психотерапия и психодрама: сходство и различие.
- Роли и основные функции участников в психодраме.
Понятие о пространстве и времени действия в психодраме.
- Формы психодраматического действия.
Ролевые игры и социодрама.
- Виды психодрамы.
Основные фазы психодрамы.
- Стадии развертывания психодраматического процесса.
Планирование и построение психодраматического сеанса.
- Понятие о базовых психодраматических техниках: техники ролевых игр.
Специфические психодраматические техники.
- Психодраматические техники, связанные с понятием времени.
Психодраматические техники работы с разными видами реальности: ощущаемой, объективной. Техники работы со сновидениями.
- Психотерапевтический эффект в психодраме: определяющие факторы.
Расширение применения психодраматического метода в психологической практике.
- Интрапсихическая психодрама.
Использование метода психодрамы в клинической практике.
- Различные аспекты применения психодраматического метода.
Интеграция психодрамы и других методов психотерапии.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ (РЕФЕРАТИВНЫХ) РАБОТ
История создания и развитие метода психодрамы.
- Психодрама как метод психотерапии.
Ролевые игры и психодрама.
- Социометрия как одна из основ психодрамы.
Формы и виды психодрамы.
- Построение психодраматического сеанса.
Основные понятия психодрамы и ее принципы.
- Техники ролевых игр.
Базовые психодраматические техники.
- Специфические психодраматические техники.
Расширение технического репертуара в современной психодраме.
- Психотерапевтический эффект в психодраме.
Интрапсихическая психодрама.
- Монодрама.
Метод психодрамы в клинической практике.
- Применение психодраматического метода в оргконсультировании.
Психодрама в семейной психотерапии.
- Социодрама.
Писходрама в работе с психотравмирующими ситуациями.
- Психодрама с детьми и подростами.
Мифы , архетипические сюжеты, персонажи и образы в психодраматической практике.
- Юнгианская психодрама:сходство и различие.
Работа с временм и пространством в психодраме.
- Футуродрама.
Психодрама с психотерапевтами.
Рекомендации к выполнению контрольной работы
Контрольная работа, выполненная в форме реферата предполагает самостоятельный анализ литературных источников по выбранной обучающимся теме. Приямое цитирование (без оформления ссылки) не допускается. Основная задача аналитической работы – дать представление о степени разработанности темы в психологической литературе, представить основные линии анализа, сопоставить различные точки зрения на анализируемый вопрос, дать самостоятельное заключение или резюме.
При подготовке реферата за основу может быть взят список литературы, рекомендуемый в конце программы, но это не исключает самостоятельную библиографическую работу автора.
Требования к оформлению реферата:
Объем – не менее 12 страниц машинописного текста.
Части работы: титульный лист, оглавление с нумерацией страниц, введение, основная часть и выводы (в структурированной форме), заключение, список литературы, оформленный по требованиям ГОСТ. При прямом цитировании все цитаты должны быть оформлены как ссылки на реферируемую литературу.
Контрольная работа в форме перевода.
Для знающих иностранные языки контрольная работа может быть оформлена и форме реферирования или перевода отдельных глав, параграфов или других фрагментов книг на иностранных языках по выбранной теме.
При использовании иностранных источников должна быть развернутая библиографическая ссылка на используемую книгу или журнал с указанием реферируемых или переводимых страниц.
Желательно также, чтобы были указаны основные разделы книги и место реферируемого или переводимого фрагмента.
Рекомендуемая литература по программе «Психодрама»
Основная литература:
Барц Э. Игра в глубокое: введение в юнгианскую психодраму. – М.: «Класс», 1977.
- Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. – М.: «Класс», 1998.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: «Класс», 1993.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено/ пер. с нем. А.М. Боковикова / общ. ред. и предисловие Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. – М.: Прогресс, Универс, 1994.
Морено Я.Л. Психодрама. – М.: Апрель-пресс, издательство Эксмо-Пресс, 2001.
- Психодрама: вдохновение и техника/ под ред. П. Холмса и М. Карп. – М.: «Класс», 1997.
Дополнительная:
А. Айхингер, В. Холл. Психодрама в детской групповой терапии. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
- Акерман С. Психодрама, ориентрированная на группу//Московский психотерапевтический журнал. – № 4, 1993.
«Журнал практического психолога» № 2-3, 2002. Специальный выпуск: История психодрамы в России. // под ред. А. Лидерса.
- «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы (Коллективная монография) \ Сост. Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова – М.: «Класс», 2003.
Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический Проект, 2001. -368с.
- Киппер Д.А. Основы психодрамы: понятия и принципы.//Иностранная психология. – т. 2, № 1(3), 1994.
Киппер Д.А. Клиническая ролевая игра: психодраматическая психотерапия // Психотерапия – что это? Современные представления/ под ред. К Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона – М.: «Класс», 2000.
- Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. – М.: «Класс», 2001.
Михайлова Е.Л. «Я у себя одна, или Веретено Василисы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. (Библиотека психологии и психотерапии, вып.101).
- Морено Дж. Театр спонтанности / перевод с англ. С. Инкина/ под ред Б.И. Хасана. – Фонд ментального здоровья. – Красноярск, 1993.
Морено З. Обзор психодраматических техник // Московский психотерапевтический журнал. 1993, № 1, с. 47-62.
- Морено Я.Л. Социометрия. – М.: Издательство иностранной литературы, 1958.
Морено Я.Л. Социометрия // Американская социология. Хрестоматия / Сост. А.И. Кравченко / пер. В.М. Корзинкиной. – М.: Издательство МГУ, 1996.
- Рудестам К. Психодрама // Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2000, с. 143-168, 333-337.
Е.В. Сидоренко. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. СПб.: Речь, 2001.
- Холмс П. Внутренний мир снаружи: теория объектных отношений и психодрама. – М.: «Класс», 1999.
Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны. Синдром годовщины, передача трвм и практическое использование геносоциограммы. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
- Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. МОНОДРАМА: исцеляющая встреча; От психодрамы к индивидуальной терапии / пер. с нем. – К.: Ника-Центр, 2004. – 292 с.
Составители программы:
Л. М. Огороднов (Г. Москва)– психодраматерапевт, руководитель секции «Психодрама» в ППЛ,
Л. Д. Межерицкая (г. Новосибирск) – психодраматерапевт, групповой терапевт, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики НГМА.
В подготовке программы были использованы:
1. «Обучение руководителей психодрамы – терапевтов и руководителей психодрамы», квалификационные требования. Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Морено. (Уберлинген, Германия), 2002.
2. Т.Д. Шевеленкова. Учебная программа по курсу «Психодрама». М. 2004.