Автор: Вирджиния Сатир (?)
Я увидел разные модификации этой техники на социодраматической учебной группе Рона Винера и Фрэнсиса Баттона. Подозреваю, что все они базируются на технике семейной скульптуры Вирджинии Сатир, но не уверен. Во всяком случае, это наверняка психодраматическая техника.
Может быть выполонена как в психодраматическом (с протагонистом), так и в социодраматическом (без протагониста) ключе.
Протагонист выстраивает из участников группы скульптуру. Тема может варьироваться в зависимости от целей группы - семья, корабль, автомобиль, человеческое тело и прочее. Затем протагонист (если он есть) занимает место каждого персонажа (члены семьи, органа тела, детали автомобиля) и оценивает, насколько ему здесь комфортно. При необходимости - ищет более комфортное место до тех пор, пока все персонажи не будут удовлетворены.
В социодраматическом исполнении директор спрашивает участников о группы об их чувствах из роли. Здесь же участники группы могут оценить жизнеспособность фигуры и что-то изменить.
Применяется в психотерапевтических целях (я иногда таким образом работаю с психосоматикой), и при работе с внутригрупповыми конфликтами (например, в организационном консультировании).
Примечание. Внешне расстановки по Хеллингеру, появившиеся 30-ю годами позже, имеют сходство с этой техникой, но по сути не имеют с ней ничего общего.