Семейная скульптура

Все упражнения и техники этого раздела добавлены пользователями форума. Если вы знаете интересные психодраматические упражнения – поделитесь ими, наверняка это будет интересно другим. А в комментариях к упражнением можно поделиться дополнениями, вариантами, идеями, ассоциациями, впечатлениями, воспоминаниями с групп… всем чем угодно, что может быть интересно другим.

Непрочитанное сообщение Редактор 06 окт 2008, 12:55

Источник: Роберт Шерман, Норман Фредман
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
РУКОВОДСТВО. // Глава 3. Социометрические техники
Авторизированный перевод с английского
кандидата психологических наук А.З.Шапиро

СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА

Объяснение

Данная техника представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в се-мейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осу-ществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом ис-пытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер (Papp, Silverstеin, Carter, 1975) и Дал, Дал и Ватанабе (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) - среди тех стра-тегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.
Одно из многих преимуществ "скульптуры" состоит в ее способности пре-одолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в се-мейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на ка-чественно-ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются раз-личные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении "скульптура" является довольно хорошим ди-агностическим средством.
Другим преимуществом "скульптуры" выступает тот объединяющий эф-фект, который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую дан-ную субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последст-вий, которое это будет иметь для всей семьи. "Скульптура" не только объе-диняет семью, она еще подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.
"Скульптура" также обеспечивает терапевта возможностью прямой интер-венции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом по-мочь членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя та-ким образом созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсис-тем. В этом контексте можно утверждать, что "скульптура" может исполь-зоваться для внесения позитивных изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной.

Процедура

"Семейная скульптура" может оказаться уместной на любом этапе диагно-стики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предме-тов, которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутст-вующих на сессии членов семьи. "Скульптура" может изображать как се-мью в ее настоящем, так и прошлое семьи. В "скульптуру" может быть также включено и любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.
Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что "скульптура" полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем расска-зать. Каждый член семьи по очереди может показать его видение внутри-семейных взаимоотношений через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чув-ства по отношению друг к другу.
Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотера-певт занимает в семейной скульптуре место самого скульптура, как сам "зодчий" его видит. "Ваяние" продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи по-зволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом", имея ввиду, что потом они поменяются с ним местами.
Когда каждый член семьи построит свою "реальную" семейную скульпту-ру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент вре-мени, можно попросить построить скульптуру "идеальной семьи".
Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К "идеаль-ной" скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоот-ветствия между представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень существенными и могут быть легче выявлены в ситуации "ваяния" семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.
Существует много вариантов использования методики "семейная скульп-тура". Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем последовательно произнести эти слова. В этом случае дости-гается не только визуальный, но и слуховой эффект.
Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:
1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ва-ших родственников?
2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?
3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринима-ет вас именно так, как он это изобразил?
4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?
5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?
6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название ваше-му произведению.
Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульпту-ром и психотерапевтом проделанной работы.
Скульптура может быть использована и при индивидуальной психотера-певтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош.
При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов се-мьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.

Пример

Семья Л. обратилась к психотерапевту по поводу того, что их младший сын, двенадцатилетний Мигель, убежал из дома. Отец, мачеха и три его се-стры присутствуют на сессии. Хотя напряжение в семье очевидно, непо-нятна природа тревожности, которая двигала Мигелем. В данный момент для Мигеля важно защитить своего отца и своих сестер и он настаивает на том, что дома все нормально. Он говорит: "Я не знаю, почему я убежал". Мигель не очень словоохотлив и потому является хорошим кандидатом в скульпторы, поскольку через скульптуру он в состоянии выразить свои чувства, и это будет для него менее опасно, чем если бы он это сделал с помощью слов.
Терапевт дает Мигелю следующую инструкцию: "Представь себе, что ты скульптор. Я хочу, чтобы ты создал скульптурное изображение своей се-мьи. Твоя семья сделана из глины. Ты можешь поместить их куда угодно, поставить их в какую угодно позицию. Давай, приступай к ваянию. Я хочу узнать, как выглядит семья с твоей точки зрения".
Далее семейный терапевт помогает Мигелю при помощи наводящих во-просов. "Вот мама. Должна ли у тебя она сидеть или стоять? Как она дер-жит руки? Куда она смотрит? Как насчет отца? Где он? Как он стоит? Ка-сается ли он мамы? Куда он смотрит? Где находится Лия по отношению к отцу и матери? А Мария? Где она? Куда она смотрит? А Лидия: где стоит она? А сейчас помести меня на то место, на котором стоял бы ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Какое выражение на моем лице?"
Сначала Мигель колебался в нерешительности, но в результате справился с обязанностями скульптора весьма успешно. Он поместил своих трех сестер в круг. Было ясно, что Мигель не видит для себя никакого места внутри этого круга. Родители также были представлены в качестве закрытой ячей-ки. Себя же Мигель поместил где-то позади родителей и сестер(см.рис.1). В процессе ваяния сестры заметили, что хотя они считают, что Мигель близок им ( по крайней мере так они чувствуют), он представил себя для их окружения в качестве чужого. Все дети были согласны с тем, что роди-тельский союз являет собой закрытую ячейку. Причем мачеху они помес-тили на гораздо большее расстояние от себя, чем отца. Всегда присутство-вал какой-нибудь объект, стол или газета, которые разделяли одного из ро-дителей и детей. Трое из четырех детских скульптур изобразили отца со скрещенными руками. Скульптура, которую изваял отец изображает Миге-ля со скрещенными руками и отвернувшегося от остальных членов семьи. Как отец, так и мачеха, дали весьма сильную реакцию на скульптуры де-тей. Родители были удивлены расстоянием, которое, как полагают дети, лежит между ними и родителями. Когда скульптуры позднее обсуждались на сессии, родители сказали, что они совсем не ощущали свою отделен-ность от детей. Лия отметила: "Может быть вам никогда не приходилось слышать о том, что я чувствую, сейчас же вы можете все мои чувства уви-деть воочию".
Затем каждого из членов семьи попросили изваять "идеальную" скульптуру семьи. Мигель поместил всех существенно ближе друг к другу, чем в своем первоначальном творении. Причем сам он очутился в центре круга (см.рис.2). В ходе последующего обсуждения Мигель оказался в состоянии выразить себя вербально, что было ранее очень затруднительно для него. Он смог выразить свои чувства по поводу того, что ощущал себя в семье аутсайдером, сестер представлял сплоченной группой, а родителей закры-той ячейкой. Причем он был близок к тому, чтобы принять эти свои чувст-ва. Лидия была весьма удивлена чувствами Мигеля по-поводу его изоля-ции, так как ее уже давно раздражало его особое положение единственного сына в семье.
Сам процесс "ваяния" и его продукты - скульптуры помогли членам семьи честно оценить свои позиции в семье и им была дана возможность (уни-кальная для семьи, в которой принято отрицать существование сложно-стей!) выразить в безопасном невербальном ключе, как они видят семью идеально. Создание скульптуры также оказалось удачной совместной дея-тельностью для всей семьи и помогло отвлечь их внимание от "плохого мальчика Мигеля", убегающего из дома.

Использование

Техника "Скульптура" может быть использована в работе с практически любой малой социальной группой и любым индивидом - с супружеской парой, с родительско-детскими субсистемами, с субсистемами "братья-сестры", с полной семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хотя усло-вия проведения могут существенным образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм общения с кли-ентами. Она является мощнейшим противовесом разного рода сопротивле-ниям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.
Подростки обычно становятся отличными "скульпторами" из-за их чувст-вительности к тому, что в действительности происходит в семье и из-за своего естественного пристрастия к манипуляции своими ближайшими родственниками. Люди с детскими характерами(??..latency children) также являются хорошими естественными скульпторами, хотя их продукты часто носят печать стеоретипности и идеализации. Более того, так называемые, "благополучные дети" могут через скульптуру выразить свое тайное оди-ночество, страх или враждебность, ранее считавшихся единственной обла-стью, в которой приоритет отводится "неблагополучному ребенку". Трудно по разным причинам сподвигнуть к ваянию маленьких детей и родителей, первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых - из-за тревожности по-поводу угрозы их собственному достоинству. Однако, ко-гда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя очень талантливыми скульпторами и тогда между членами семьи может возник-нуть очень интересное живое соревнование, в котором индивидуальные точки зрения выражаются свободно и открыто.
В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые об-разцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоот-ношения, а также такие вопросы как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейной скульптуры - хорошее средство для наблюде-ния за всем этим, особенно в тех семьях, которые изощрены в вербальных манипуляциях или для тех, кто сопротивляется традиционной вербальной психотерапевтической беседе.
"Семейная хореография" (методика, описанная ниже в этой главе), являет-ся вариантом методики "семейная скульптура".
Редактор
Сообщения: 37
Репутация пользователя: 0

Библиографическая ссылка: Семейная скульптура. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t200.html]

Метки темы

социометрические разогревы, структурированные упражнения

Вернуться в Социометрические техники



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0